В природе зафиксирована возможность обмена генами без полового размножения

Микроскопические пресноводные животные - бделлоидные коловратки (bdelloid rotifer) - все время заимствуют гены от бактерий, грибов и растений.

Данное открытие принадлежит ученым из университета Гарварда и центра сравнительной молекулярной биологии и эволюции.

Бделлоидные коловратки – одна из загадок природы – размножаются исключительно при помощи партеногенеза. За 40 миллионов лет своего развития они разделились более чем на 360 видов. Причем без полового размножения, которое традиционно считают важнейшим фактором изменчивости.

Ученые это называют "эволюционным скандалом", поскольку рекомбинация генов двух родителей для успеха целого класса существ оказалась ненужной.

Биологи нашли факт массового горизонтального переноса генов у бделлоид, причем эти существа, как выяснилось, без проблем встраивают в свой геном ДНК от грибов, бактерий и растений.

Ученые заверили, что заимствованные коловратками гены в новых условиях – работают. Во всяком случае – часть из них. И это способно объяснить отличную адаптацию данных организмов к новым экологическим нишам и их потрясающее видообразование.

Ранее массовый горизонтальный перенос генов наблюдался только в стане бактерий, отмечают специалисты.

Отчет в Science, сообщает Мембрана.

Напомним, что ранее учёные обнаружили возможность передачи генов от древних бактерий к предкам тутовых шелкопрядов. Именно эта передача позволила насекомым обрести устойчивость к алколоидам, содержащимся в листьях шелковицы (тутового дерева) - основного питательного объекта тутового шелкопряда.