Была использована функциональная магнитно-резонансная томография для контроля активности мозга зрителей во время просмотра фильма и один из типов корреляционного анализа для выяснения степени сходства процессов в мозге.
В эксперименте добровольцам "крутили" три фрагмента: получасовой отрывок из ленты Серджио Леоне "Хороший, плохой, злой", эпизод из телешоу Альфреда Хичкока "Бах! ты убит" и одну из серий комедийного сериала Ларри Дэвида "Умерь свой энтузиазм".
Результаты томографии продемонстрировали, что сходство реакций наблюдалось в неокортексе – отделе мозга, ответственном за восприятие, тем не менее степень этого сходства различалась в зависимости от фильма.
Эпизод телешоу Хичкока вызвал сходные реакции у всех зрителей: более 65% неокортекса реагировали одинаково, что указывает на большую степень контроля сознания. Несколько меньшая корреляция (45%) отмечалась при показе фрагмента картины "Хороший, плохой, злой".
Самая низкая степень сходства в мозговой активности оказалась при просмотре эпизода комедийного сериала – 18%.
"Какие-то фильмы могут вести многих зрителей через череду схожих эмоциональных состояний. Это удержание сознания приводит и к сходству в активности мозга – и высокой степени корреляции – у большинства зрителей. И, наоборот, другие фильмы – намеренно или ненамеренно – менее сильно контролируют реакции зрителей. В этом случае, как мы ожидаем, сходство в мозговых процессах будет меньшим", – отмечают ученые.
Исследователи подчеркивают, что отсутствие сходства в активности мозга не означает, что зрители не следят за событиями на экране. Они говорят: "Измерение корреляции указывает только на способность режиссера вызывать сходные реакции у зрителей".
Нейрофизиологи уверены, что их работа поможет создать систему количественной нейрофизиологической оценки кинокартин, что может быть полезным как киноиндустрии, так и для дальнейшего изучения мозга человека.
Отчет ищите в журнале Projections: The Journal for Movies and Mind, сообщает РИА "Новости".