Сергиев Посад или Загорск?

С интересом о городе, вере и новой жизни.

11 июня 2008 в 17:41, просмотров: 487

На прошлой неделе, в довольно ненастную погоду (не повезло мне с отпуском), решил съездить в Сергиев Посад, в Лавру. Поехал на электричке – привычнее ездить в Лавру общественным транспортом. Думал почитать в дороге, но как бы не так...

Дышать в вагоне нечем – из-за ненастной погоды окна закрыты, а наш народ нельзя отучить курить в тамбурах. Достала и другая традиция – не брать билеты на электричку. Просто смешно видеть, как полвагона срывается с места и с выпученными глазами сбивает всех на своем пути.

Причем толпа состоит из гастарбайтеров-азиатов и молодых людей, прилично одетых, с банками дорогого пива и недешевыми мобильниками. Да, страсть к халяве – национальная черта.

Наконец-то приехал. И не узнаю город (не был лет семь). Привокзальная площадь просто исчезла, кругом стоят торгово-офисные здания. В узком проезде – пробка. Что же, и в Москве чиновники, отнюдь не карикатурного вида, а интеллектуалы, с двумя высшими образованиями, за соответствующую плату разрешат застроить и площадь, и улицу – почему в области должно быть иначе?

Развеселило название одного "центра" – "МамонтовЪ". Вспомнился забавный случай. В 1993 году был в командировке в одном областном центре. Включаю радио в гостинице. Диктор с какой-то торжественно-зловещей интонацией произносит: "Запомните,  Мамонтов – хил!".

Наверное, медленно соображаю, но не понял, какое мне дело до того, что Мамонтов – хилый. Но тут местный хор заорал нескладные лозунги:"Мамонтохиллл! Лучше в области нет! Приходи к нам на обед! Оставайся и на вечер – будешь ты очень весел!".

На работе спросил, что это за ресторан и где эти "хиЛЛЛы". Оказалось, рестораном (или клубом) владеет сынок мэра – ему удалось открыться, на конкурентов спустили все службы – от архитектора до пожарных. А название потому, что он был с делегацией в Англии, очень понравились ему тамошние "хиллы".

Ну, ладно, пробился сквозь толчею на этом остатке привокзальной площади, пошел по разбитым тротуарам к Лавре. По дороге думал: в городке немало предпринимателей-торгашей. Некоторых я знал. Люди разные, в том числе "неместные", из других стран СНГ.

Как известно, торговля во многом держится за счет верующих, которые посещают Лавру, или экскурсантов. Так неужели трудно скинуться на обустройство дороги к Лавре? Поставить скамейки для пожилых людей, взять обязательство не застраивать площадь, напротив Лавры убрать рекламные плакаты?

За рубежом давно поняли, что надо не только брать, но и давать! Видно, и город для властей – чужой, и Россия...

Вообще создавалось впечатление, что попал не в современный город, а в Загорск советских времен. Подземный переход под шоссе, похоже, не ремонтировался со дня постройки. В советское время районные власти как бы стеснялись того, что в их городе "центр мракобесия". Некоторые деяния областных властей воспринимались как специально направленные против верующих.

Химполигон, который можно было построить в любом другом месте, где геологические условия похожи, построен за городом. Отходы вредных производств на "иудинскую свалку" (раньше так в просторечии называли дорогу мимо села Иудино) везли со всей области и Москвы.

Студенты-химики, уроженцы района, окончившие московские вузы, с большим трудом могли устроиться на работу в Загорске – мы, видите ли, из Казани молодых специалистов получаем. Зато теперь при помощи областного начальства мечеть воздвигли...

Слава Богу, вошел в Лавру. И все плохие впечатления от этого Нью-загорска – как рукой сняло! Рассказывать не буду – посетите сами, не пожалеете...

Но некоторые вещи надо менять. Музей при советской власти был бы форпостом власти во враждебном окружении. Теперь он занимается тем, чем ему положено. Правда, не советую посещать ризницу с музейным экскурсоводом, лучше с "церковным".

Подумалось: а не стоило ли превратить музей в такой дискуссионный клуб о путях развития Православной церкви? Располагался бы за стенами Лавры, был открыт для дискуссий и верующих, и неверующих.

И экспозиции музея стали бы объективны – не были скрыты и позорящие церковь вещи – например, подчинение царскому режиму, что привело к массовому оттоку людей из церкви. И, в то же время, о тяжелейших десятилетиях советского режима, когда Церковь стала очищаться от случайных людей, "верующих по праздникам".

Неплохо бы осветить и темные места: не только убийство отца Александра (Меня), но и попытки на закате советской власти "заменить" христианство неоязычеством (по образцу Германии 30-х годов). Кстати, один из "идеолухов" аппарата ЦК, некто Янов, немало для этого сделавший, уехал в США – наверное, для борьбы с "загнивающим Западом"...

Важность этого дискуссоного клуба и в том, что наш народ, как писали философы, от Бердяева до Ленина, малоактивен, в лучшем случае напишет жалобу "людям доброй воли", но попытаться что-то изменить...



Партнеры