Континенты появились на Земле намного раньше, чем мы привыкли думать

Геологи, изучавшие минерал циркон, смогли доказать, что континенты и жидкая вода появились на Земле приблизительно 4,2 миллиарда лет назад, то есть значительно раньше, чем считалось до того.

17 июня 2008 в 11:08, просмотров: 588

Геологи из Университета Висконсина-Мэдисона воспользовались так называемыми цирконовыми "часами", чтобы выяснить, почему на Земле не обнаружено скал, возраст которых превышал бы четыре миллиарда лет.

Циркон – один из древнейших минералов на Земле. Он имеет магматическое происхождение. Принято считать, что он образовался где-то 4,4 миллиарда лет назад. К тому времени возраст Земли составлял 150 млн лет. Прочная кристаллическая решетка минерала позволяет ему выдерживать невероятно жесткие воздействия. Как раз поэтому геологи и используют его для определения возраста древних формаций.

Исследователей интересовал изотопный состав атомов лития, вкрапления которого обнаружили в кристаллах циркона, добытых в австралийском горном массиве Джек Хиллс, – участке нетронутой древней Земли. Сравнивая соотношение тяжелых и легких изотопов лития в цирконе из Джек Хиллс с его соотношением в континентальной коре и скалах, ученые надеялись определить возраст древних формаций и условия, в которых они существовали.

В результате выяснилось, что к моменту образования циркона из Джек Хиллс на юной планете уже присутствовали зачатки континентов, а также жидкая вода. Следовательно, температура на Земле в это время – около 4,3 миллиарда лет назад – была сравнительно невысокой. Низкое содержание тяжелых изотопов лития в образцах свидетельствовало о том, что условия на планете были весьма жесткими. Таким ходом, скалы, сформировавшиеся раньше четырех миллиардов лет назад, были разрушены древней непогодой. Иначе говоря, обилием кислотных дождей, предполагают геологи из США.

СХЕМА.

Отчет ищите в журнале Earth and Planetary Science Letters, сообщает Lenta.

Читайте про возраст Земли здесь - 4,5 млрд лет.