КРАТКИЙ КУРС ПО ВВЕДЕНИЮ В АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР

23 июня 2008 в 15:56, просмотров: 391

                                              

         Слово «церковь» вызывает у абсолютного большинства российских людей одни и те же ассоциации с чем-то, что, будто печка за стенкой, греет, но что это такое, все же непонятно. Хотя в общих чертах и ребенку ясно, что именно в этот смысловой круг, очерчивающий понятия «Бог», «храм», «Иисус Христос», входят еще и «священник», «патриарх» или расхожая в народе абракадабра «иже еси на небеси». Тут же, поблизости, «крестины», «Пасха», «куличи и яйца», «поставить свечку», «отпевание». Ну и, еще с дюжину слов и словосочетаний, явно связанных с церковью. Которая, к тому же, полностью отождествляется в общенародных представлениях с понятием «религия», среди которых «правильная - это только наша русская православная вера», как довелось слышать на днях прямо перед храмом Христа Спасителя - миссионерствующий перед иностранными туристами местный мелкий предприниматель бомжеватой наружности замечательно проиллюстрировал стереотипы религиозных представлений отечественного обывателя.

          Поэтому, словосочетание «Архиерейский Собор», которым обозначается грядущее 24 июня сего года крупное церковное мероприятие, остается для большинства наших соотечественников не то чтобы тайной за семью печатями, но чем-то навевающим ассоциации совсем иного толка. Людям сразу вспоминаются былые съезды КПСС, на которых «...а помнишь, там тоже какой-то патриарх в креслах сидел? Или даже двое их было...». И не смотря на, казалось бы, трогательную наивность таких знатоков, по сути, они не так уж и далеки от истины. Потому что грядущий Собор, в котором впервые будут принимать участие новообретенные архиереи из Русской православной церкви за рубежом - РПЦЗ, это и в самом деле в этимологическом значении «съезд». То есть на форум съедется по возможности абсолютное большинство иерархов Русской православной церкви, представляющих ее епархии в России и созданные при советской власти церковные аванпосты социалистического государства за рубежом. Интересно, что с точки зрения нужд Московской патриархии в ее церковном идеале, в таких аванпостах у самой церкви не было никакой необходимости. А с позиции канонического, то есть церковного, права они и вовсе беззаконны, так как возникали в государствах христианской цивилизации, где существуют свои церкви и население не нуждалось в «миссионерстве» со стороны каких-то странноватых православных из страны официального безбожия. Да еще и представленных организацией «сергиан», которые не признавались до недавнего времени православными россиянами, укрывшими от большевистских преследований за рубежом осколки уничтоженной в СССР Православной российской церкви.

          Тем не менее, раз нынешняя Русская православная церковь - Московская патриархия (РПЦ МП) имеет в стране статус полноценной религиозной организации, то и Архиерейский Собор, как один из наиболее серьезных церковных форумов, значит для нее немало. Правда, с его помощью в который раз уже несколько разряжается напряженность в православной среде, которую создает упорное нежелание руководства Московской патриархии созвать Поместный Собор, являющийся высшим органом власти в церкви. Ведь, не смотря на всю свою строгую административную иерархичность, церковь - это громадный многоплановый «организм», в решении проблем которого принимают участие не только ее высшие руководители, но и все остальные ее члены. В церкви, как именуется это у самих верующих, «во Христе все едины и перед Христом все равны». Поэтому, старательное избегание церковным руководством Поместного Собора объясняется очень просто: ведь в нем не только могут, но и должны принимать участие простые священники, которые в периоды между Соборами находятся в РПЦ МП на положении бесправных единиц. Обязаны будут участвовать в Соборе миряне, которые составляют в церкви большинство, но в условиях СССР использовались только как источник для извлечения доходов и немалая общественная группа, подлежащая особому контролю со стороны органов государственной безопасности. В определенной мере это положение сохранилось по сей день, потому что, как справедливо замечает епископ Русской истинно-православной церкви (РИПЦ) Дионисий, «получив 15 лет назад полную свободу и множество разных прав, а также используя антикоммунистические настроения 90-х годов в обществе и в прессе, Московская Патриархия имела все возможности переоценить свой исторический путь, осудить преступления своих родоначальников, подняв тем самым свой авторитет в церковном народе и в обществе. Можно было начать с нормального в таких случаях покаяния, тем более что оно было бы выгодно освободившейся от плена Церкви. Но этого не произошло, ибо покаяние всегда представляется невыгодным для нераскаянных грешников».
         

          Претензий по поводу «условной церковности» самой влиятельной религиозной организации РФ со стороны верующих и неверующих в последнее время становится все больше. Причем, появляются они не только в отношении явно клерикальной тенденции навязывания церковью светским институтам панацеи «от всех зол» в виде собственного присутствия абсолютно везде, но и в плане ее неспособности удовлетворять каким-то иным религиозным потребностям верующих, кроме отправления обрядов. Да и из теневой сервильной структуры советских времен РПЦ МП как-то незаметно для многих превратилась в откровенно господствующую идеологическую институцию, хотя и не легитимированную в качестве государственной религии.

          Но есть предположение, что немало значащий для Московской патриархии Архиерейский Собор, окажется таковым не только в качестве «громоотвода». Можно допустить, что на сей раз он будет значить что-то и для верующих, то есть для Церкви. Ведь нынешний Собор может совершенно стихийно оказаться своего рода первым импульсом к повороту церковной организации к упускаемой ею до сих пор уникальной роли религиозного института в жизни общества. В повестке форума присутствует немало пунктов, трезвое рассмотрение которых могло бы помочь взглянуть иными глазами не только на риски церковной институции, но и на перспективы российского православия. Кроме того, есть вопросы не запланированные, но в том, что они тоже будут подниматься, нет никаких сомнений. Это и проблема Устава РПЦ МП 2000 года, который до сих пор не регистрируется по причине его противоречия действующему российскому законодательству, когда контролирующие органы вынуждены в нарушение собою же установленного порядка не запрещать деятельность религиозной организации, особый статус которой прописан в преамбуле к Федеральному закону «О свободе совести...». Это и проблема церковного суда, который действует на основании «Временного положения» и тоже - в противовес серьезным нормам российского гражданского права - продолжает оставаться удобным предлогом для нарушения прав верующих российских граждан. Это и недоразумения, возникающие внутри самой Московской патриархии, где какая-то часть ее верующих, ссылаясь на источники канонического права, заявляет о непризнании полномочий церковного руководства, требуя созыва Поместного Собора. Это и намеченное обсуждение с перспективой принятия «православной концепции прав человека», отрицающей принципы гуманизма в пику принципам Нового Завета и пропагандирующей тоталитаризм.

           Если бы ко всему этому вдруг отнеслись серьезно и ответственно - и Русская православная церковь, и православные верующие, и остальная российская общественность, не имеющая вероисповедного отношения к РПЦ, но напрямую зависящая от деятельности этого мощного идеологического института - то Собор прошел бы явно не впустую. В этом и могло бы быть его принципиальное отличие от множества предыдущих одноименных церковных форумов, а заодно и от присной памяти съездов КПСС.

          Однако насколько наивными окажутся эти слабые надежды, станет известно лишь после окончания форума, который открывается в храме Христа Спасителя 24 июня. А может быть, и чуть раньше, если над сим православным, а значит не имеющим, что скрывать от посторонних глаз мероприятием, будет чуть-чуть приподнята завеса строгой секретности. Кстати, она тоже не предписана церковным каноническим правом.

Вестник гражданского общества



Партнеры