"Запорожец" стал предметом искусства

А двуглавый орел – домашним питомцем на Биеннале молодого искусства

6 июля 2008 в 17:45, просмотров: 390

Целая группа выставок в рамках первого Московского международного биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» открылась в Музее современного искусства на Ермолаевском. Молодые (до 30 лет) художники из Финляндии, Китая, Мексики, а также из Петербурга показали Москве свой взгляд на мир. Советская тема от финских друзей, почти шокирующие фото перенаселенного Мехико от мексиканских авторов, веселые картинки от китайцев и свой взгляд на политику от питерцев – вот то, что показывают молодые авторы на биеннале.

Четыре этажа музея как-то в один момент наполнились совершенно разными работами молодых художников. Загудели обсуждения. Все выставочные проекты («Случайная политика» – Питер, «Границы объективной реальности» – Финляндия, «Братья» – Китай и «Без названия» – Мексика) – повествуют о своих проблемах, чувствуется и разный подход молодых к темам. Но сам факт, что в какой-то момент эти разные взгляды собрались в одном музее, дает возможность ощутить дух современного искусства разных стран.

Наши, пожалуй, самые веселые и изобретательные. Как только поднимаешься на питерский этаж (а каждому проекту отвели ровно по этажу на работы), наталкиваешься на двухметровое желтоватое двухголовое нечто! Опомнившись от первоначального шока, замечаешь что «нечто» не что иное, как двуглавый гербовый орел. За его спиной на стене хаотично разместились фотографии такого же чуда-юда, только поменьше, игрушечного, в обнимку с улыбающимися людьми.

– Двуглавый орел по ощущению многих, особенно иностранцев – какой-то страшный мутант, – рассказывает куратор выставки «Случайная политика» Владислав Ефимов. – Художник хотел показать, что наш орел ищет любви и ласки, хочет стать домашним… Вообще, вся выставка о современном отношении молодых людей к политике. Это не прямой активизм, протест или еще что-то. А это то, мимо чего нельзя пройти, что исполнено гуманизма.

Напротив двуглавого домашнего питомца – фотографии запорожцев от Павла Ротц. «В советские времена иметь машину, "Запорожец" было сложно достижимой целью, – рассказывает 26-летний Павел. – Сейчас же сколько таких бедолаг-запорожцев валяются на помойке, а ведь у каждой машины своя история». Павел лет пять фотографировал разные запорожцы (один раз даже чуть с дерева не упал, пока снимал), а как-то раз по телевизору увидел, как Владимир Путин показывает Джорджу Бушу свою первую машину. Догадайтесь, какую! Тогда серия его фотографий обрела политический контекст.

На китайском этаже разместились «Братья». Так называется группа зеркальных портретов китайского мастера. Правда, по чести, впечатления она особого не производит: около тусклых портретов с размазанными красками мало кто из посетителей останавливался. А вот серия «Лучники», сделанная явно с помощью фотошопа юным Лю Жень, больше заинтересовала московскую публику.

– Напротив Народного дворца стадо овец – это забавно и логично, – размышляет одна, кстати, немолодая, посетительница. – А мимо Военного музея ездят танки и бегают динозавры. Все ясно, хотя сделано не очень искусно.

Мексиканец Пабло Лопес решил поразить публику фотографиями Мехико с высоты птичьего полета. Представьте, бесконечные одноэтажные домики просматривают на несколько километров вперед – впечатляющее и несколько ужасающее зрелище, чем-то напоминающее муравейник. Другой автор из Мексики – Даниэль Алкале «вырастил» прямо на стенах музея черные деревья. Вырезанные из черной пленки очертания невысоких деревьев элегантно дополняют мексиканскую экспозицию.

При входе в финскую экспозицию посетителей встречают черные вороны, торчащие из стен. Среди них – фотографии пьяных бомжей от Йоханны Монсандер. Видимо, финны решили, показать россиянам нечто близкое… Так, на выставке представлена большая работа маслом Анну Капупайнен на тему булгаковской Аннушки. Другая работа художницы, «Russian Love», изображает советскую фуражку и разбросанные окровавленные бинты. Таков финский взгляд на русскую любовь…

В целом, вся выставка в Музее современного искусства получилась очень разная: где-то яркая, веселая и задорная, а где-то непонятная и не очень интересная российскому зрителю. Но культурный обмен идет: после пресс-показа художники разбрелись по арт-кафе, чтобы поделиться своими новыми идеями.



Партнеры