ЕГЭ, которого никто не знает

Каждый пятый россиянин никогда не слышал о ЕГЭ, 40% слышали, но понятия не имеют, что это такое, а половина не понимает, зачем он нужен.

10 июля 2008 в 13:20, просмотров: 796

Таковы результаты последнего опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ.

Последний опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подтвердил: через 7 лет после начала эксперимента с введением единого госэкзамена общество все еще не знает, что это такое. Вообще ничего не слышали о ЕГЭ 21% опрошенных из 46 регионов России. Слышали, но не смогли ответить, что это, 42% – представители без малого половины населения страны. 

Самыми осведомленными оказались те, в чьих семьях есть дети или внуки школьного возраста. И это понятно: в отличие от остальных, они узнали о едином госэкзамене не только из СМИ, но и на собственном опыте. Однако и эта группа населения суть нововведения понимает плохо – ответить, что такое ЕГЭ, не смогли 40% людей, так или иначе имеющих отношение к единому госэкзамену.   

То немногое, что население знает о ЕГЭ, оно, как оказалось, главным образом черпает из средств массовой информации. Причем важность этого источника возрастает. В 2005 году о ЕГЭ таким образом узнали 48% опрошенных, а в 2008 году – 51%. Доля же познакомившихся с ЕГЭ на личном опыте сокращается, и прежде всего – из-за демографического спада. В 2005 году она составляла 29% опрошенных, а в 2008 году уже 28%.  

Любопытно, как представляют себе ЕГЭ те, кто знают, что это такое. Как бы чиновники ни уверяли в обратном, но подавляющее большинство считают ЕГЭ тестом – как «оценку знаний выпускников в форме тестирования» определяет его почти каждый четвертый (23%). На втором месте (13% респондентов) те, кто полагает ЕГЭ «итоговой проверкой знаний, выпускным экзаменом». При этом каждый десятый уточняет, что этот экзамен – «общероссийский, одновременный, по общим для всех правилам». 

Примечательно, что значительная часть оценок единого госэкзамена носит ярко выраженный эмоциональный характер. 7% опрошенных определяют ЕГЭ как «бессмысленное и даже вредное нововведение». А 4% – как «шанс выбиться в люди и поступить в вуз».  

Впрочем, уровень понимания в обществе, для чего нужен ЕГЭ, еще ниже, чем уровень информированности. Половина опрошенных (49%) затруднилась привести хоть какие-нибудь разумные доводы в пользу нововведения. Мнения остальных разложились следующим образом.  

Каждый пятый предполагает, что единый госэкзамен «позволяет объективно оценить знания выпускников», а 13% респондентов – что он «повышает шансы детей поступить в вуз». Это – версии-лидеры позитивного отношения к ЕГЭ. Тех, кто считает, что ЕГЭ помогает вести борьбу с коррупцией; упрощает процедуру сдачи экзаменов; облегчает работу учителям либо способствует повышению качества образования, набирается не более 1-3%. Зато 8% опрошенных заявили, что ЕГЭ является «бесполезным нововведением» и не нужен вообще.  

О крайней неинформированности общества по поводу ЕГЭ свидетельствуют и итоги работы «горячей линии», организованной в конце мая 2008 года Общественной палатой. Фактически, сообщили «МК» в комиссии по образованию, «наша линия стала единственной обратной связью для граждан – в основном нам звонили не с жалобами на нарушения, а с вопросами, на которые не могли найти ответа». По словам зампредседателя комиссии Любови Духаниной, «выпускники и их родители не были должным образом проинформированы о порядке проведения ЕГЭ, о сроках и порядке публикации его результатов, о том, как пересчитать оценки в пятибалльную шкалу, которая продолжает использоваться при зачислении в вузы». А когда власть оказывается неготовой контролировать ход проведения ЕГЭ, это приходится делать общественности, подчеркнула она.




Партнеры