Про бабу Маню, кошку Мурку и заготовки на зиму

Или "летний день год кормит".

«Вот и проводили мы с тобой гостей, Мурочка!» – баба Маня вздохнула и погладила кошку, уютно устроившуюся на коленях. «Жаль, мало отдохнули они у нас, работать надо, денежки зарабатывать», – старушка опять вздохнула, и смахнув навернувшуюся слезинку, нежно почесала Мурку за ушком. «Да, перс рассказывал, как плохо ему бывает сидеть дома в одиночестве, когда молодая хозяйка уходит на целый день эти денежки зарабатывать! Но ведь эти деньги нужны, как я понимаю, для обмена на еду для кошек? – думала Мура, тихонько мурлыкая. – Значит, люди должны их зарабатывать. Но все-таки мне повезло больше – баба Маня на работу не уходит, все время со мной, может приласкать в любой момент», – Мурка довольно заурчала. И тут негу прервал голос деда Лени: «Эй, девочки, вы собираетесь заготовками заниматься? Я уже воду принес! Работать пора!». «Как! – аж подпрыгнула на руках у хозяйки кошка, моментально проснувшись. – Как работать?! Что, сейчас все уйдут? А я?»

От возбуждения кошка начала царапать коготками руку, загривок ее нервно подергивался. «Пойдем, Мурочка, запасы делать!» – баба Маня аккуратно посадила кошку на плечо (Мурка обожала перемещаться по участку таким образом) и пошла в дом. Кошка успокоилась, облизала лапку и подумала, что работать, значит, можно и дома! Интересно, а за это деньги платят? И кто? Наверное, баба Маня дает их деду, и наоборот. А дочка привозит деньги им обоим, это я видела.

Ладно, дома и работа спорится! Довольная кошка распушила усы, спрыгнула с хозяйского плеча и, гордо задрав  хвост, вбежала в кухню. На маленькой кухоньке, любимом кошачьем месте в доме (ну, конечно, после теплой печки!!!), всегда было много интересного. Тут кормили, тут баловали вкусными кусочками во время обеда, тут стоял чудесный агрегат, называвшийся «холодильник», из которого доставали колбаску, сметану и прочие вкусности. Мура всегда располагалась на серванте и наблюдала за тем, как хозяйка суетится по хозяйству. Усевшись поудобнее, кошка стала ждать начала интересного действа под названием «заготовки на зиму». Баба Маня, как всегда, делала дела и потихоньку комментировала свои действия – уж такая у нее была привычка. Иногда она обращалась и к кошке, и к мужу, но чаще всего разговаривала сама с собой и с теми предметами, коими занималась. «Вот сейчас мы с тобой, Мурочка, огурчики засолим, и для себя, и в город отвезем, зимой-то как хорошо с картошечкой соленый огурчик идет! Дочка друзей угощала, все в восторге, а маринованные в банках не всегда вкусные бывают, да и не пахнут совсем! А мы травки разные положим, чесночку побольше...»  На табуретке стояло большое ведро, полное свеженьких, зелененьких, блестящих огурцов, а на столе лежали пучки разных трав, чеснок, перец.

Кошка не утерпела, спрыгнула на стол и начала обнюхивать зелень, но баба Маня решительно и строго посадила ее обратно на шкаф, объяснив, что все вымытое и нельзя, чтоб на овощи попала шерсть и грязь. Мурка слегка обиделась, ведь она была чрезвычайно чистоплотная кошка и умывалась по сто раз в день, а шерсть… что ж в ней плохого, но решила хозяйку не раздражать и опять устроилась на шкафу.

Тут в дверь постучали – пришла соседка Нина, спросить, как солить огурцы, уж очень они у бабы Мани получались вкусные! Старушка рассказала, что когда они сами только купили домик в деревне, ее научила засолке бабушка Клавдия, милая, добрая женщина. Давно ее нет на свете, а вот память добрая осталась. Вроде и просто все, а надо секреты знать. Оказывается, заливать огурцы в банке надо свежей, только что принесенной из колодца водой, соли сыпать определенное количество – у бабы Мани была специальная стопочка, граненая, старинная, ее Клавдия подарила… Вроде все просто, а вот попробовала дочка как-то сама в городе засолить огурчики – и соли положила, и воду налила – а не получились. Так и выбросили. Так же и с грибами. Отменно солила их баба Маня. В специальной, «грибной» кастрюльке, с деревянным кружочком сверху, камешком-голышом придавливала… Делала она ассорти из грибов, но чернушки, крепкие, ядреные, с сиреневатым отливом, солила всегда отдельно, старинным способом, как еще ее родная бабушка учила. Хрусткие получались грибочки, ароматные!… Интересно, что все деревенские солили грибы по-разному, да и вообще отношение к грибам у каждого было свое. Кое-кто срезал только крупные шляпки и клал в засолку этакими «блинами», не разрезая, кто солил по сортам, кто все вместе, а некоторые вообще соленые грибы не признавали, только жареные. Причем в этой местности излюбленное деревенское блюдо было, на взгляд приезжих, совершенно непонятное – на сале жарили грибы, потом засыпали манной крупой и заливали яйцами. Ели это как горячим, так и холодным и хвалили. Сколько лет прожили баба Маня с мужем в деревне, а так и не смогли понять вкус этого деликатеса.

Рассказывая это соседке, баба Маня тем временем уложила в банки травы-приправы, огурчики залила водой и вынесла в прохладные сени. Надо, чтоб отстоялись соленья несколько дней, потом водой долить, крышкой закрыть – и в погреб, до зимы.

Мурка, слушая рассказ вполуха, дремала на шкафу. Ей было совершенно непонятно, как люди могут это есть – грибы, огурцы, помидоры… Но, видимо, они так устроены, их организм в такой пище нуждается, ведь какая бы не была сытая кошка, а все равно идет на охоту, ловит и ест мышку. Организму это необходимо. Деревенские кошки это знают, а городским, бедняжкам, приходится витамины принимать, но разве сравнить свежую, толстую, вкусную мышь с безликой таблеткой! «Когда снова приедет перс из города, – подумала кошка, – надо будет почаще ему мышек приносить, пусть витаминчиков набирается». От мыслей о мышах Мурка захотела есть, спрыгнула со шкафа и направилась к своей мисочке, в которой заботливой хозяйкой всегда была приготовлена вкусная еда. На этот раз там была рисовая молочная кашка. «Маня, кошка твоя рис ест?» – спросила соседка. «Да не очень, предпочитает манную кашу и овсяную», – ответила старушка. Немного перекусив, Мурка опять залезла на шкаф – пришло время дневного сна, а женщины все еще хлопотали по хозяйству. Баба Маня рассказала соседке, как в свое время над ними смеялись местные жители, что заготовки делают разные, в деревне ничего, кроме огурцов, грибов и капусты квашеной, не запасали. «Городские», как их называли, не обращали внимания, а готовили да соседям попробовать давали – и помидоры соленые, и перец сладкий в томате… Понравилось – стали тоже консервировать! А уж с компотами вообще смех один! Как начали выпускать всякие сладкие газировки с краской и эссенциями неполезными, так все деревенские их по нескольку бутылок набирали в лавке. А баба Маня все компоты ягодные делала… Как не прийдет к ней кто из местных, она попить компотику предложит, ребятишки по две кружки выпивали, да и взрослые не отказывались. Ведь куда полезнее химической воды!

Так, за разговорами, и заготовила баба Маня огурчиков на зиму, да и соседку научила. Провожая соседку, сказала ей, чтоб, когда огурцы солить будет, постаралась бы гостей не принимать. Есть в деревне люди, уж больно глаз у них тяжелый. Вроде и зла не желают, а как увидят, что готовится – суп скиснет, консервы испортятся, растения завянут… Хочешь верь, хочешь не верь, а все уже знают, от кого двери надобно запирать, если что важное делаешь. Баба Маня вытерла стол и стала разогревать обед, салатик свеженький резать… Скоро старики сели обедать. Мурка проснулась, немного поласкавшись с хозяевами и помурлыкав, получила свой кусочек курочки, доела кашку, проинспектировала-обнюхала все банки и, довольная выполненной хозяевами работой, убежала на улицу…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру