Учеба по лотерейному билету

Крупнейшая американская лотерея перечислила в фонд образования штата Джорджия $10 млрд.

Система образования штата Джорджия (США) переживает знаменательный день. Общая сумма благотворительных отчислений на ее нужды, сделанных организаторами популярнейшей местной лотереи Georgia Lottery, достигла отметки в $10 млрд. Чтобы выйти на этот рубеж, подчеркнули в интервью местному телеканалу WSAV-TV News-3 губернатор штата Санни Пердью и президент корпорации Georgia Lottery Маргарет Дефранциско, Georgia Lottery потребовалось всего 15 лет.  

Georgia Lottery появилась в 1993 году и сразу стала одной из самых популярных в штате. Более того. Это одна из двух традиционных лотерей США, умудрившихся за последние 10 лет не только не прогореть, но ежегодно увеличивать свои доходы. Лишь в 2008 году компания заработала на продаже билетов боле $ 3,5 млрд – почти на $100 млн больше, чем в 2007 году. А он, в свою очередь, оказался более успешным предыдущего. 

Казалось бы, какое там образование при таком уровне доходов – греби и дальше денежки азартных граждан и ни о чем не думай. Вместо этого организаторы «Вседжорджийской Лотереи» поставили перед собой задачу поднять уровень финансирования образования в штате. С самого начала корпорация «беспрестанно помогала нашей системе образования – и в виде прямых пожертвований, и проводя  благотворительные базары, и делая отчисления от продаж лотерейных билетов. Тем самым она внесла неоценимый вклад в будущее наших детей и всего штата в целом», – подчеркнул губернатор Пердью. 

Лишь в 2008 году лотерейщики перечислили в фонд образования Джорджии без малого $860 млн – на $4,8 млн больше, чем в 2007 году. Причем их благотворительность носит конкретный, адресный характер. Руководство лотереи учредило фонд HOPE («Надежда»), запустивший сразу две программы поддержки детей из малоимущих семей. В рамках первой самые маленькие – четырехлетки – получили возможность пройти так называемое «додетсадовское обучение» – подготовку навыков, знаний и умений, необходимых для образования в старших классах детских садов, а по сути, в младших классах школы. А ребята постарше получили гранты на обучение в колледже. В общей сложности за 15 лет существования Georgia Lottery через первую программу прошли более 860 тыс., а через вторую – более 1 млн детей. И это, подчеркнула Дефранциско, «круто изменило их жизнь». 

Спонсирование образования – святое дело, но преувеличивать альтруизм американских лотерейщиков не стоит. Быть меценатами образования и культуры в Америке выгодно – закон предоставляет им существенные льготы при уплате налогов, и это – долговременная, продуманная политика. Первый закон, вводивший налоговые поблажки при передаче части доходов на благотворительные цели, был принят в США еще в 1913 году, и с тех пор законодательство о благотворительности беспрестанно совершенствовалось. В итоге удалось добиться главного – совместить стимуляцию благотворительности путем налоговых льгот, избежав при этом злоупотреблений под флагом благотворительности – отмывания денег и ухода от налогов. А потому американский благотворитель действует с пользой для себя, но – под строжайшим контролем налоговиков, не дающих ему использовать «левые» схемы и комбинации. 

До 1917 года благотворительность в области образования существовала и в России. Ее особенность состояла в том, что, как правило, наши  предприниматели вкладывали деньги непосредственно в учебные заведения. Так, на деньги золотопромышленника Шанявского в Москве был основан народный университет, названный его именем. А в Петербурге на деньги частных жертвователей был создан Психоневрологический институт, фактически ставший еще одним университетом в городе. Октябрь 1917 года положил конец этой деятельности. И лишь с 90-х годов благотворительность стала актуальной вновь. 

Сейчас вклады отечественных благотворителей в образование  невелики. И это неудивительно. Российское законодательство делает благотворительность не только невыгодной материально, но и обставляет ее кучей бюрократических препон. Под флагом «борьбы со злоупотреблениями» государство отказывает меценатам в налоговых льготах и делает основную ставку на развитие эндаументов – целевого капитала на благотворительные цели.  

Главное же, что не меняется психология властей. «Благотворительность – это душевный процесс», – убежден мэр Москвы Юрий Лужков. А потому давать бюджетные деньги меценатам не стоит. Максимум, что для них можно сделать, – это «поддержать информационно, организационно и морально». А из льгот предоставить разве что скидки на аренду помещений, отметил он на одном из заседаний правительства Москвы.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру