Невиртуальные «вертушки» (ФОТО)

Корреспондент «МК» побывала на соревнованиях по вертолетному спорту.

21 июля 2008 в 18:26, просмотров: 533

Вертолетным спортом никогда не станут бредить сотни и тысячи мальчишек – для них это удовольствие слишком  дорого. Он всегда будет занятием лишь для тех, кто способен выложить больше полумиллиона долларов за  маленькую винтокрылую машину и потом вкладывать в «игрушку» сотни тысяч рублей. Но между тем после долгого перерыва этот вид спорта вновь заявил о своем существовании.

В прошедшую субботу в Подмосковье уже в шестой раз прошел «Кубок Миля» – единственные в России состязания среди вертолетчиков-любителей.  …Перед  соревнованиями они выстроились на поле аэродрома в ряд – точно как спортсмены перед большими стартами. Десять вертолетов – маленькие, не больше тонны весом. Профессионалы, летающие на больших серьезных машинах, обычно иронично улыбаются и называют их  «мелкашками». Но когда командир такой крошки заводит двигатель и начинают вращаться лопасти, сначала  медленно, потом с бешеной скоростью, от поднятого ураганного ветра сгибаются деревья. «Малая  высота» – первое упражнение. Вертолеты взлетают парами. Немецкий экипаж Вольф Хольгер и Андрис Рюбнер на черной с серебристыми полосками машине и наши лидеры Александр Жуперин и Василий Головкин. То, что немцы – люди бывалые, видно издалека. Они единственные ходят в красных профессиональных комбинезонах и вполне привычно раздают интервью телевизионщикам. Их машина им подстать – она  взлетает спокойно и неспешно,  словно делая одолжение, что вообще поднялась в воздух. Вертолет Жуперина будто чувствует настроение  хозяина – он нервно несется на старт, и, кажется, волнуется гораздо больше своего экипажа. К вертолетам на канатах  подвешаны фолы – два груза весом в пару килограмм. Один находится выше, другой на полметра пониже. Задача экипажа пройти дистанцию на трехметровой высоте, чтобы один фол, нижний, не оторвался от земли, а другой – к ней не прикоснулся. Потом развернуть машину на 360 градусов, пролететь боком. Кажется, все очень просто. Но это только видимость. Надо выбирать: или выполнить упражнение медленно, но точно, или с ошибками, зато  выиграть в скорости. На этот раз экипажи как один предпочитают первый вариант – нижние фолы одинаково спокойно ползут по земле, лишь иногда подпрыгивая при развороте машины, и тогда судьи хватаются за свои блокноты, чтобы записать участникам штрафные баллы. Проход, разворот, движение хвостом вперед – это   спокойное с виду упражнение занимает всего две с половиной минуты. Зато летчики выходят из кабин взмыленные и придирчиво наблюдают, как судебная комиссия ползает на коленях около их машин и с рулеткой в руках замеряет точность приземления. Машина должна сесть в строго определенный участок поля. Ошибка может быть не больше пяти сантиметров, иначе не видать экипажу призового места. Но настоящие гонки – это другое упражнение под названием «слалом», и он действительно напоминает известную горнолыжную дисциплину. В руках одного из членов экипажа – веревка, на которой подвешено ведро с водой. На поле парами стоят ворота – вертикальные перегородки. Необходимо протащить ведро между ними так, чтобы расплескалось как можно меньше воды. На этот раз главная сложность заключается не только в мастерстве летчика, но и в его  взаимодействии со вторым членом экипажа – оператором, управляющим веревкой с ведром.    …На  старт вылетает раскрашенный под диковинного ящера вертолет и сходу бросается в «бой». Несколько минут он нервно кружит над утыканным воротами летным полем. Оператор, наполовину высунувшись из кабины, дергает канат,  пытаясь протащить свой груз между воротами. Все время возникают какие-то неполадки. То вертолет движется слишком быстро, то он проходит невероятно далеко от своей цели, и ведро болтается где-то в стороне, а когда оно все-таки приближается к перегородкам, опять происходит ошибка, и ведро врезается в ворота. Зрители  наблюдают, как из него фонтаном выплескивается вода. Нетрудно догадаться, что к финишу, скорее всего, там ничего не останется. Впрочем, на тренировках частенько ничего не остается и от самого ведра. Потом судьи  замеряют количество оставшейся воды, и на старт выходит следующая пара. Это только часть упражнений, которые традиционно выполняют участники вертолетных соревнований. Надо признать, что еще совсем  недавно эти состязания выглядели по-иному. Спортсмены вылетали на старт по одному, и многократное повторение одного и того же задания десятками однотипных машин зрелищности не прибавляли. Тогда с интересом за этим действом наблюдали исключительно специалисты. С тех пор, как было решено выпускать машины парами, появилась спортивная интрига. На трибунах прибавилось зрителей, никак не причастных к вертолетной индустрии, которые просто хотят увидеть увлекательное зрелище.                                                     

Недешевое удовольствие 

Вертолетный спорт в нашей стране совсем не новичок. Это один из немногих видов спортивных состязаний, который родился в бывшем Советском Союзе. Еще в 1958 году ВВС и ДОСАФФ организовали 1-й чемпионат СССР, и только спустя несколько лет эту инициативу подхватили европейские и американские летчики. В 90-е годы спортсмены испытали на себе все те невзгоды, что выпали на долю всей авиации. Финансирование государством прекратилось, ДОСААФ пережил реорганизацию и, казалось бы, спорт находится на грани исчезновения. «В эти годы мы могли рассчитывать только на собственный энтузиазм, – говорит первый вице-президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина, – мы сохранили сборную и судейский корпус  и даже удерживались на высшей ступени мирового пьедестала почета. В те годы, когда нам рукоплескали в США  и Германии, Австрии и Франции, дома нас никто даже не встречал и не поздравлял с победами». Заговорили о возрождении вертолетного спорта в стране только в последние несколько лет. Это действительно дорогое удовольствие. Один час полета стоит 14-18 тысяч рублей. Для того, чтобы получить разрешение на самостоятельные полеты, необходимо налетать с инструктором 42 часа. Причем тренироваться надо постоянно, чтобы не утратить полученные навыки. Это и стало основной причиной того, что вертолетный спорт остается  увлечением для избранных. Очереди в аэроклубы пока не наблюдается. Впрочем, примерно такая же картина и в Европе. Участник соревнований Вольф Хольгер рассказал нам, что в Германии зарегистрированно всего 200  частных вертолетов. И это при том, что законодательство там куда более щадящее, чем в России. У нас потенциальному владельцу воздушного судна приходится пройти круги бюрократического ада и потратить несколько лет жизни, прежде чем он сможет законно летать на своей машине. Кстати, по количеству частных вертолетов Россия недалеко ушла от Германии : здесь их зарегистрировано 180 штук. Правда, речь идет о машинах  американского производства. Выживет ли вертолетный спорт в нашей стране? На этот вопрос сейчас никто  ответить не может. Скорее всего, он  будет существовать как развлечение для богатых романтиков. О том, чтобы  сделать это занятие доступным для большинства людей, пока речи не идет.



    Партнеры