Американские ученые нашли у СПИДа слабое место

Если их открытие подтвердится практикой, появится реальная возможность создать эффективное лекарство.

Мировая медицина не стоит на месте. Но, увы, на русском фронте борьбы со СПИДом пока без перемен. «Мы отстали на многие годы»,считает глава Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский.

СПИД можно победить

Исследователи из Университета Техаса, видимо, смогли отыскать слабое место ВИЧ\СПИД. Суть их гипотезы такова: в ВИЧ есть белок с названием gp120, играющий ключевую роль в активности вируса – благодаря ему он прикрепляется к клеткам нашего организма, что в результате и приводит к заболеванию СПИДом. Обычно человеческий организм вырабатывает антитела, уничтожающие болезнетворные вирусы. Вот только в случае со СПИДом это не срабатывает, так как вирус непрерывно мутирует. Это, кстати, и является одной из причин того, почему создание вакцины против СПИДа пока затруднительно.

И все же есть момент, дарующий надежду. Одна часть опасного вируса – речь идет о так называемом gp120 – неизменна. В связи с чем исследователи осознали, что если можно ударить по gp120, то вирус просто потеряет силу и станет безвредным для организма.

В настоящее время в техасских лабораториях проходят испытания особых антител (абзимов), которые, как ожидают врачи, смогут адресно атаковать gp120.

"Цинковые пальцы"

Этим летом американские ученые из Калифорнии смогли сделать так, чтобы лабораторные мыши стали нечувствительными к ВИЧ. Это оказалось возможным путем выключения гена, которым вирус инфицирует лимфоциты. Об этом MK.RU сообщил один из авторов данного открытия, вынужденно оставивший Россию генетик Федор Урнов.

"Это важный результат – настоящая геномодификация клеток человека в терапевтических целях, – объяснил автору этого материала бывший россиянин. – В нацеленном режиме, а не наугад, что небезопасно, ведь достаточно вспомнить детей во Франции, которые от традиционной генотерапии заболели лейкемией. Это сделано впервые в истории медицины!" – уверяет Урнов.

Как сообщил ученый, экспериментаторам удалось получить генетически модифицированные Т-лимфоциты,  обеспечивающие распознавание и уничтожение клеток, несущих чужеродные антигены. В результате этого клетки приобрели способность подавлять распространение ВИЧ-инфекции.

Новый метод основан на применении белков под названием "цинковые пальцы", играющих очень важную роль в регулировании активности генов. Ученые модифицировали белки до такого состояния, что они обрели способность соединяться с ДНК в любом заведомо выбранном участке. Помимо того, к белкам-"цинковые пальцы" смогли присоединить фермент, разрезающий ДНК на две части. А поскольку восстановление ДНК – процесс очень медленный, выбранный ген надолго теряет способность к какой бы то ни было активности.

Вирус иммунодефицита человека обычно прикрепляется к белку, синтез которого регулируется геном ССR5, и проникает вместе с этим белком в клетку. Ученые из компании, расположенной в Ричмонде, несколько лет назад начали создавать  ферменты, способные инактивировать ген CCR5. При поддержке специалистов из лаборатории института онкологических исследований в Филадельфии генетики смогли получить фермент, способный повредить 40-60% генов ССR5 в T-клетках.

Приступить к проведению испытаний этого метода на больных людях американские врачи намерены к концу 2008 года.

Какой ген мешает организму бороться с ВИЧ?

Американские и британские исследователи выяснили, что более подвержены риску ВИЧ-инфекции все-таки выходцы из Африки. Стало ясно, что ген, развившийся у человека для борьбы с малярией, увеличивает вероятность заражения ВИЧ-инфекцией.

Как выяснилось после исследований, риск заражения ВИЧ, который может вести к заболеванию СПИДом, возрастает в случае наличия этого гена на 40%. А разновидность гена, отвечающего за защиту организма от малярии, чаще всего присутствует в ДНК выходцев с африканского континента. По мнению ученых, именно этот ген и мешает нашему организму бороться с ВИЧ на ранней стадии развития этого страшного заболевания.

В уникальном исследовании, длившимся четверть века, участвовали зараженные вирусом иммунодефицита человека американцы с самыми разнообразными этническими корнями. Медики заключили, что у людей с африканским происхождением – и, соответственно, с особым геном – риск заразиться ВИЧ на 40% повышается.

Правда, в то же время, ген, увеличивающий, по мнению экспертов, риск заражения ВИЧ, помогает людям прожить несколько дольше. Хотя бы на два года...

Почему приостанавливали работу над вакциной против СПИДА? Видеосюжет:

В России создать средство от СПИДа дешевле, чем в других странах

В России фундаментальные научные исследования в области борьбы с ВИЧ-инфекцией последние 15 лет не проводились, сетует в интервью MK.RU глава Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик РАМН Вадим Покровский.

"До этого у нас были неплохие разработки в области лечения новых антиретровирусных препаратов. В последние годы существования СССР для лечения ВИЧ-инфекции в России был создан препарат «Фосфазид» который не уступает импортным. Сейчас он применяется под названием «Никовир». И с тех самых пор мы ничего не создали", – вынужден констатировать известный российский специалист по СПИДу.

Перелом ситуации наступил лишь в прошлом году, когда государство решило выделить деньги на разработку вакцин. Тем самым власти совершили большой скачок после многолетнего забвения этой насущной проблемы. Деньги были выделены на поддержку разных научных групп, занимающихся разработкой вакцин против СПИДа.

В России, да и в мире, нет сегодня фундаментальных знаний, которые нужны, чтобы создать вакцину, напоминает доктор Покровский. В наши дни далеко не все особенности воздействия вируса на человеческий организм изучены в необходимой мере.

"На мой взгляд, кроме финансирования вакцин, сегодня нужно выделить средства на фундаментальные научные исследования в области ВИЧ-инфекции. Главным образом, нужны деньги на разработку новых препаратов для лечения ВИЧ-инфекции. Здесь мы отстали на многие годы", – отмечает руководитель Центра по профилактике и борьбе со СПИДом.

Ни для кого не новость, что сегодняшние программы по борьбы со СПИДом сводятся к тому, чтобы закупить побольше импортных препаратов. На разработку же своих деньги просто не выделяются.

"В России в области лекарственных препаратов есть много направлений, в которых мы могли бы сделать большой прорыв, – уверен Вадим Покровский. – Это создание генной терапии".

Дело в том, продолжает эксперт, что все ныне существующие лекарства убивают вирус, который находится вне генома человека. В то время как в геноме вирус остается. И как только эти препараты отменяют вирус, в геноме он начинает продуцировать себе подобных.

"Таким образом, задача заключается в том, чтобы достать его, выковырять или уничтожить там, где он находится непосредственно в геноме, – объясняет специалист. – И сейчас можно сделать такие препараты, которые воздействуют на вирус прямо в геноме. Однако в России на это денег не выделяют!" – негодует российский исследователь СПИДа.

В свою очередь российский бизнес нисколько не помогает в разработке вакцин, поскольку хочет мгновенной отдачи через год-два, жалуется ученый.

"Меценатство ограничивается выделением денег на благотворительные цели", – говорит Покровский.

Сегодня для разработки одного нового антиретровирусного препарата зарубежная компания тратит от 500 млн до 1 млрд долларов США. В России же нужны суммы на порядки ниже. Финансирование разработок могло бы ограничиться десятками миллионов американских долларов.

"На «Никовир», например, мы затратили раз в 50 меньше денег, чем тратят иностранные компании", – подчеркнул глава Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом.