Съедобное топливо

Экономика мира достигла такого уровня развития, когда необходимость частично заменить нефть, уголь и газ на биотопливо не выглядит чем-то невероятным

23 июля 2008 в 14:33, просмотров: 519

И это понятно, страны-импортеры энергоносителей стремятся избавиться от зависимости от стран-экспортеров и вкладывают огромные средства в исследования альтернативной энергетики. Однако таким образом мир рискует впасть в зависимость иного рода. Растущий спрос на биотопливо заставляет сельхозпроизводителей сокращать посевные площади под продовольственные культуры и перераспределять их в пользу топливных. Сможет ли мировое сельское хозяйство производить такое количество зерна, чтобы его хватило на обеспечение и продовольствием, и биотопливом?

Один из самых востребованных альтернативных видов энергии – энергия биомассы. Получается она за счет биологического разложения компонентов продуктов и отходов сельского и лесного хозяйства и связанных с ними производств. Биотопливо – одна из альтернатив традиционному горючему. Его, как правило, получают из стеблей сахарного тростника или семян рапса, кукурузы, сои. Производящие его страны надеются в будущем обрести хотя бы частичную независимость от постоянно растущих в цене нефти, угля и газа.

Ездить на опилках

Неслучайно такое широкое распространение в мире получили твердое биотопливо, биогаз и моторные топлива (биоэтанол и дизельное биотопливо). У нового топлива специалисты находят немало достоинств по сравнению с бензином. Меньшее количество парниковых газов и твердых частиц в выхлопе, более высокое октановое число и, конечно, возобновляемость его составляющих. Обычно этанол используют в смеси с бензином. Благодаря добавлению этанола бензин обогащается кислородом и лучше сгорает, а диоксида углерода при этом образуется на 30% меньше.

Впрочем, есть у него и недостатки – меньшая теплотворная способность (на литре бензина автомобиль проедет дольше, чем на литре этанола). Основным, но не единственным сырьем для производства этанола являются сахарный тростник и кукуруза.

Тем не менее на мировом рынке альтернативных источников энергии производство топливного этанола растет семимильными шагами – до 20% в год. Лидером и крупнейшим производителем биоэтанола в мире является Бразилия. Государственная программа по расширению производства этанола реализуется в Канаде. В Евросоюзе идет активное увеличение объемов производства биоэтанола: стараются Испания, Франция, Германия, не отстает и Италия. Китай и Индия приняли программу довести количество биодобавок в общем объеме моторного топлива до 5%. Программы государственной поддержки производства топливного этанола приняты в Украине и Казахстане.

Неплохое применение находит и биодизель. Его изготавливают из жиров растительного или животного происхождения. Достоинства у этого вида топлива те же, что и у биоэтанола: экологичность и возобновляемость. Среди недостатков – плохие эксплуатационные качества при низких температурах. Основным сырьем для биодизеля являются рапсовое, соевое и пальмовое масла. Биодизельные технологии активно развиваются в Европе и США.

В мире все взаимосвязано: спрос на нефть растет быстрее, чем предложение. Поэтому высокие цены на нефть за последние несколько лет сделали этанол конкурентоспособным и позволили производителям этанола и биодизеля устанавливать на кукурузу и семена масличных культур значительно более высокие цены, чем несколько лет назад. Чем выше цены на этанол, тем больше производители этанола готовы платить за биомассу.

А кушать хочется всегда   

Несложно предположить, что переход на биотопливо приведет к увеличению пахотных земель, предоставленных под нужды «зеленой энергетики». Растущий спрос на биотопливо заставляет сельхозпроизводителей сокращать посевные площади под продовольственные культуры и перераспределять их в пользу топливных.

Едва ли мировое сельское хозяйство способно производить такое количество зерна, чтобы его хватило на обеспечение и продовольствием, и биотопливом. Сторонники «зеленого этанола» утверждают, что удовлетворить растущий спрос можно, увеличивая посевные площади и повышая урожайность. Но почти все земли, пригодные для выращивания сельскохозяйственной продукции, и так уже давно распаханы. А это значит, что по мере того как будут расширяться площади посевов кукурузы или рапса, придется изымать землю, предназначенную для возделывания других культур, или засевать экологически уязвимые территории.

Все большая часть урожая зерновых (в основном кукурузы, рапса и сои) уходит на нужды этаноловой отрасли, что крайне ощутимо отражается на пищевой промышленности. Вытесняя мировые запасы продовольственных культур, растущее производство этанола является одной из основных причин роста цен на продукты питания во всем мире.

В силу глобального характера экономические процессы, происходящие в одной стране, затрагивают и другие страны.

Биотопливо вносит дисбаланс в традиционные схемы торговли и потребления как внутри, так и вне сельскохозяйственного сектора экономики. Проблемы, связанные с бедностью в мире и гарантиями продовольственного обеспечения, в ближайшие годы могут серьезно обостриться.

Мировые запасы продуктов постоянно сокращаются. Призрак продовольственных бунтов уже можно наблюдать в различных частях света: в Европе среди покупателей заметна паника; Индия и Казахстан ограничили экспорт продовольствия; президент Филиппин Глория Арройо обращается к Вьетнаму с просьбой гарантировать поставки риса; уличные погромы и беспорядки в связи с ростом цен на продовольствие в конце 2007 года отмечались в западной части Африки, в Мексике, Марокко, Узбекистане, Йемене, Гвинее, Мавритании, Сенегале.

Если тенденция повышения цен на нефть сохранится, то от роста стоимости продуктов питания больше всего пострадает население большей части развивающихся стран, которые одновременно испытывают дефицит продовольствия и импортируют нефть.

Операция «Чистый воздух»

Одним из главных преимуществ биотоплива называют сокращение выбросов парниковых газов. Но это совсем не так. При сгорании биотоплива образуется не меньше углекислого газа, чем при использовании традиционных видов горючего: в атмосферу выбрасывается углерод, содержащийся в растениях, и углеродный баланс остается неизменным.

Ископаемые топлива – совсем другое дело: там углерод миллионы лет оставался «законсервированным», и когда он попадает в атмосферу, концентрация углекислого газа повышается.

Однако выращивание соответствующих культур и производство из них топлива (например, этанола из кукурузы) само по себе требует немалых энергетических затрат: нужно вспахать землю, посеять семена, обеспечить полив, удобрение и тому подобное. Все эти издержки связаны со сжиганием топлива и выбрасыванием в атмосферу дополнительного количества углекислого газа.

Сегодня рост производства биотоплива приводит только к дополнительным выбросам диоксида углерода в атмосферу в сравнении с традиционным топливом. Судя по данным последних исследований, биодизель из рапса в 1,7 раза вреднее для окружающей среды, чем обычное горючее, биоэтанол из кукурузы – в 1,5 раза; экологически оправданным является только производство из отходов сельского хозяйства и лесной промышленности.

Практическая ценность топлива определяется количеством теплоты, выделяющейся при его полном сгорании. Этанол, производимый из кукурузы, нельзя считать вполне топливосберегающим, и это делает неприемлемой широко распространенную практику применения кукурузы в качестве сырья для производства этанола.

Российские реалии

Наряду с обширными запасами ископаемого органического топлива Россия обладает значительным потенциалом возобновляемых топливных ресурсов и источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, океанической, энергии биомассы и других). Технический потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ) почти в пять раз превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал составляет около 25% годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране. Из-за роста цен на традиционное топливо и сопутствующих его применению экологических проблем он постоянно увеличивается.

Но это в теории. Доля нетрадиционных источников энергии в общей энерговыработке страны сегодня составляет менее 1%. В стадии реализации – 6 проектов по организации выпуска биотоплива. Предполагается, что в ближайшие несколько лет в стране появится еще около 25 предприятий по производству биоэтанола – хороший шанс реализовать невостребованный в настоящее время земельный потенциал. Отечественное сельское хозяйство легко может поднять производство зерна на 20 млн. тонн, что достаточно для производства 7 млн. тонн биоэтанола.

Не менее перспективны возможности лесного хозяйства. Так как сырьем для целлюлозного этанола служат непищевые остатки (солома, трава и опилки), то производство биоэтанола из них не ставит под угрозу продовольственный баланс.

Однако себестоимость производства целлюлозного этанола пока остается выше себестоимости биоэтанола зернового.

В целом расширение структуры производства биотоплива в России поможет развитию экономики, ведь создание новой для страны отрасли приведет к внедрению и восстановлению высокотехнологичных производств этанола, в том числе из отходов лесной промышленности и сельского хозяйства. Но чтобы успешно развивать производство биотоплива, необходимо выработать концепцию решения проблем, потенциально заложенных в экономику «зеленого горючего».

В первую очередь это проблема продовольственной безопасности и ценовой политики государства в отношении стоимости продуктов питания. Увеличение экспорта зерна и использование его на выработку биотоплива не должны отражаться на обеспеченности людей хлебом. Одним из путей решения этого вопроса может стать создание специального фонда для поддержки производителей зерна, пополняемого за счет экспортных пошлин.

Производство жидкого биотоплива очень капиталоемко. Значительные проекты требуют крупных инвестиций, в том числе в научно-исследовательские разработки; обеспечить инвестиционную привлекательность этого сектора должно государство.

Это приведет, с одной стороны, к развитию экспортного производства обработанной продукции, инвестициям в сферу науки и технологии. А с другой – к появлению рабочих мест в сельском хозяйстве, которое во многих регионах страны сегодня переживает структурные трудности.

Необходимо изменить существующие стандарты, технические условия и регламенты в сфере производства и потребления биотоплива. Акциз на этанол в любом виде, существующий в нашей стране (в отличие от Евросоюза), делает невозможным развитие внутреннего рынка биотоплива.

Увы, сегодня задач и вопросов на ниве производства «зеленого бензина» – непаханое поле. Мировой опыт свидетельствует о том, что успех в решении проблем, связанных с производством биоэтанола, возможен лишь при активном диалоге государства и бизнес-структур, предусматривающем выработку общего взгляда на перспективы развития биоэнергетики и конкретные меры государственного стимулирования.    



Партнеры