Прощай, универ!

Вузы превратятся в техникумы?

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделал сенсационное заявление – нужно резко сократить количество российских вузов: из 1000 имеющихся оставить 50 университетов и 150-200 рядовых институтов. А все прочие преобразовать в филиалы головных вузов или вообще понизить до уровня колледжей и техникумов. То есть речь идет о полной реорганизации отечественной высшей школы. Делается это, разумеется, с самыми благими намерениями – чтобы повысить качество обучения.

До перестройки во всем Советском Союзе было порядка 360 вузов (из них только 5% – университеты). Сегодня в одной только России их больше 1000 – 630 государственных и около 400 частных.

Новые учебные заведения стали появляться, как грибы после дождя, в бурные 1990-е годы. Тогда же многие старые институты поменяли свой статус – стали академиями и университетами. Но перемена названия не всегда сопровождалась повышением качества обучения. Какой-нибудь «урюпинский» университет как был заштатным вузом, так, по сути, им и остался, хотя и обзавелся парой-тройкой новых факультетов и десятком модных специальностей.

Такое положение дел не может не волновать Минобрнауки, твердо взявшее курс на улучшение качества преподавания в отечественных альма-матер. Поэтому Фурсенко и заговорил о необходимости реформы высшего образования и, в частности, резкого сокращении числа слабых вузов.

Однако, по словам сопредседателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, процесс реформирования высшей школы должен быть как минимум длительным. «Нельзя одномоментно закрыть сотни действующих университетов и академий или превратить их в техникумы, – уверена Валентина Николаевна. – Это приведет к ломке всего учебного процесса».

Надо, во-первых, сначала провести экспертизу учебных программ в слабых вузах, проверить знания их выпускников и квалификацию преподавателей. И лишь потом принимать решение.

Во-вторых, в соответствии с законом «Об образовании», в стране должно быть не менее 170 студентов на 10 тысяч населения (сейчас примерно 196 чел.). Резко понизить норму нельзя – это вызовет негодование у значительной части населения. Кроме того, неизбежно возникнет вопрос: а где будут учиться положенные по закону 2,38 млн студентов? Ведь значительная часть вузов станет техникумами…

В-третьих, по словам Ивановой, некачественное образование чаще всего встречается в негосударственных альма-матер. Не секрет, что некоторые частные вузы фактически превратились в конторы по выдаче липовых дипломов и предоставлению отсрочки от армии. Так, может быть, стоит начать проверку и сокращение именно с них?

И еще одна проблема. Сегодня 80% выпускников школ нацелены на получение высшего образования. С другой стороны, российская промышленность крайне нуждается в высококвалифицированных рабочих и техниках. На некоторых производствах к станкам ставят уже выпускников технических вузов – из-за дефицита среднего персонала. В то же время, как заявил министр Фурсенко, некоторые традиционные колледжи и техникумы стали реорганизовываться в институты. Наверное, есть смысл запустить этот процесс в обратном направлении – пусть техникумы остаются хорошими ссузами, а не превращаются в слабенькие вузы.

Реформировать образовательную систему, конечно, надо. Страна переходит на двухуровневую систему вузовского обучения – бакалавр-магистр. Уже известно, что некоторые технические альма-матер получат право выпускать только бакалавров. По существу, это уровень подготовки среднего технического персонала. Вот их, наверное, и надо переводить в технические школы. А те вузы, где наряду с бакалавриатом имеется магистратура, следует оставлять в прежнем статусе – как университеты и академии.

Президент Дмитрий Медведев активно ратует за создание федеральных университетов (ФУ) – когда несколько вузов, расположенных на одной территории, объединяются в одно новое, сильное учебное заведение. Два ФУ уже созданы в рамках нацпроекта «Образование» – Сибирский ФУ (Красноярск) и Южный ФУ (Ростов-на-Дону), сейчас формируется третий – Дальневосточный ФУ. На очереди Северный ФУ (на родине Ломоносова), Северо-Восточный ФУ (Якутия) и ФУ Центрального Черноземья (Воронеж). За ними, как ожидается, последует создание ФУ на Урале, в Калининграде и Поволжье (Казань). Кроме того, скоро появится Федеральный Ядерный университет – на базе МИФИ, к которому присоединят два десятка ведомственных учебных заведений.

Федеральные университеты являются, по существу, автономными учебными заведениями – у них свой, особый бюджет, больше свободы в распоряжении деньгами и создании собственных учебных программ. Ректор ФУ не выбирается, а назначается «сверху» Правительством РФ на 5 лет.

Таким образом, количество рядовых вузов в ближайшие годы так или иначе сократится – в регионах на месте четырех учебных заведений появится один ФУ. Уровень преподавания в федеральных университетах намного выше, чем в каждом вузе в отдельности. За счет создания ФУ можно решить проблему повышения качества образования, о чем так печется Минобрнауки, и одновременно снизить число альма-матер. Вузов станет меньше, а уровень знаний студентов – лучше. И не придется тогда резать по живому – сокращать уже имеющиеся университеты и академии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру