На дне Байкала лежит “золото Колчака”?

“МК” выяснил, что могут найти в недрах гигантского озера российские ученые

30 июля 2008 в 16:00, просмотров: 1717

Известно немало природных загадок Байкальского озера. Но в глубине его скрываются и иные тайны — “рукотворные”. “МК” выяснил, что именно может нащупать “Мир” на дне пресного моря. И даже составил карту сокровищ, которые прячет Байкал-батюшка.

— За последние 150—200 лет на дно “самого чистого озера в мире” ушло много всякого добра: повозки, вагоны, пароходы, автомобили, — рассказывает знаток истории техники Вениамин Кропоткин. — Например, в 1900 году в районе станции Байкал с палубы ледокола-парома, курсировавшего на трассе Сибирской железнодорожной магистрали между восточным и западным берегом озера, рухнули в воду четыре вагона с винтовками и пулеметами. Другой “железнодорожный сувенир” покоится под водой в районе прибрежного поселка Танхой. Здесь в 1933 году огромные ледяные валы, наползая на железнодорожное полотно, опрокинули в озеро целый товарный состав вместе с паровозом.

При тщательном обследовании байкальского дна могут быть обнаружены и следы некоторых кораблекрушений. Одна из наиболее ценных “добыч” озера — огромный (87 метров в длину) ледокол “Байкал”, расстрелянный белочехами в 1918 г. Судьба останков этого гиганта доподлинно неизвестна.

— Некоторые объекты, затонувшие на небольшой глубине, уже пытались обследовать аквалангисты. На дне в районе поселка Листвянка удалось обнаружить, например, старинную пушку длиной более 1,5 метра.

Немало легенд ходит и вокруг сокровищ, якобы скрывающихся в глубине байкальских вод.

— Ну почему же “якобы”? — не согласился с такой формулировкой следопыт-кладоискатель Сергей Надеждин. — О некоторых случаях, когда на дно озера уходили деньги и прочие ценности, известно из документов. Вот, скажем, в декабре 1866 года в прибрежное село Култук пришел “денежный обоз”, который следовал в пограничную Кяхту. Семь конных повозок были гружены кожаными мешками по тысяче серебряных рублей в каждом. Начальник обоза, несмотря на скверную погоду и предупреждения местных жителей, велел выезжать на зимник. Однако из-за припозднившейся зимы лед еще не окреп, и головная тройка, преодолев по озеру несколько сот метров, провалилась. Остальные завернули к берегу. Так до сих пор несколько пудов серебра и лежат на дне.

Возможно, Байкал “взял на хранение” и некоторую долю легендарного “золота Колчака”. Суровой зимой 1919—20-х годов войска белого адмирала вынуждены были отступать под ударами Красной Армии на восток, к Маньчжурии. Часть золотого запаса России, захваченного в свое время колчаковцами, к тому времени уже была расхищена, однако кое-что белогвардейцы еще пытались сохранить. На пути оказались ледяные просторы Байкала. Решили пробиваться напрямик. Перед началом прорыва золотые монеты и слитки были розданы в заплечные мешки, в сани самых надежных офицеров. Хотя ледовый бросок через Байкал был невелик по протяженности — всего-то около 30 километров, однако сильный ветер и мороз под 60 градусов сделали свое дело: большинство белогвардейцев так и остались на льду замерзшими насмерть. А весной трупы вместе с золотой поклажей ушли на дно.

— В 1970-е годы, я знаю, была проведена на Байкале специальная экспедиция с использованием самой современной по тем временам глубоководной техники. Ее участникам удалось запеленговать на глубине около 1000 метров золотой слиток — такой, какие хранились в императорской казне. Однако поднять его со дна оказалось невозможно. Дальнейшие работы решили тогда не проводить. Искать эту часть “золота Колчака” нужно на огромных подводных пространствах.



Партнеры