Мистер Икс, вас хотят!

«Московская оперетта» не изменяет традиции

1 августа 2008 в 18:24, просмотров: 558

В жаркую июльскую пятницу, когда каждый порядочный горожанин торопится слиться со своим приусадебным участком, театры должны быть пусты по определению. Но только не «Московская оперетта», в которой на этот день была назначена премьера спектакля «Мистер Икс». Сказать, что народу было много – ничего не сказать. Театр буквально брали штурмом: оперетту народ любит и хочет.

«Мистер Икс» – советский вариант оперетты Кальмана «Принцесса цирка». Под этим названием в свое время вышел культовый фильм 60-х годов с харизматичным Георгом Отсом в главной роли. Таинственный красавец в маске, с глубоким оперным баритоном, легким прибалтийским акцентом, Отс-Икс завоевал сердца женщин всех возрастов и поколений. В отличие от оригинала, сценарий, написанный Григорием Яроном, приобрел социальный оттенок. Факт аристократического происхождения героя был изъят из его биографии, а приоритетной стала тема мезальянса в отношениях графини и простого циркового артиста, который преодолевается чистой любовью. В финале «Принцессы цирка» циркач возвращается в привычную графскую среду, а в финале «Мистера Икса» графиня уходит в народ. Именно этот вариант был взят за основу Инарой Гулиевой, слегка адаптировавшей текст, поставившей спектакль, да еще и великолепно сыгравшей в спектакле комическую роль Каролины. Той самой, которая была «маленьким поросеночком, а потом росла, росла и выросла… В общем что выросло, то выросло». Эта знаменитая реприза, которую цитируют поныне, – не единственная. Отсюда же яроновский "прикол" с бутафорской жареной курицей. Когда-то он, играя роль Пеликана, уронил курицу с подноса. И на вопрос Барона, свеж ли цыпленок, сымпровизировал ответ: «Помилуйте, только что бегал!». Этот скетч прочно вошел в ткань спектакля и неизменно вызывает хохот зала.

Вообще, реакция зала на то, что происходит на сцене, – тема для серьезного социокультурного исследования. Шуткам типа: «Женщин надо носить на руках – на шею они садятся сами» или «Если она опомнится от первого брака, то не согласится на второй», радуются с неописуемой готовностью. Как радуются отточенным канканам и каскадам, хорошо спетым ариям, красиво исполненным цирковым дефиле. В свою очередь актеры работают с самоотдачей и куражом, давно не виданными на театральной сцене. Очень высок уровень вокала. Дебютантка Анна Новикова в роли Теодоры Вердье приятно удивила своим наполненным тембром с выразительными и красивыми верхними нотами, заставившими вспомнить молодую Шмыгу. Как всегда виртуозен Петр Борисенко в роли Тони. Его партнерша Элла Меркулова в роли Мари тоже очень обаятельна и продемонстрировала отличные голосовые данные. Сам мистер Икс (Андрей Дементьев) был вполне симпатичен, хотя тембровая краска его голоса, скорее теноровая, чем баритональная, немного облегчала «демонический» образ. Актеры старшего поколения Виталий Мишле (Барон) и Инара Гулиева (Каролина) получили заслуженные овации публики. Элегантные костюмы Татьяны Тулубьевой и «муленружные» в духе ар-деко декорации Игоря Нежного выполнены со вкусом и одновременно необходимым опереточным шиком. Очень качественно, пытаясь следовать «венской» стилистике, играет оркестр под управлением Андрея Масалева. И есть оригинальная деталь, которая превращает этот абсолютно традиционный, чуть ли не ортодоксальный, спектакль в современное шоу: Пьеро, которого сыграл уникальный актер театра Александр Бабенко. Персонаж навеян мюзиклом «Ромео и Джульетта», в котором тот же самый Бабенко сыграл, вернее, станцевал аналогичную роль Смерти. Этот безмолвно-выразительный, танцевально-пластический комментарий к действию придает легкому, типично опереточному сюжету неожиданную глубину и лирику.



Партнеры