Министр Андрей Фурсенко предложил возродить советскую систему ПТУ.
Российское образование сегодня во многом зависит от работодателей. Рынок труда диктует свои требования и к качеству, и к количеству специалистов. И самые востребованные сейчас – не юристы, социологи или экономисты, а рабочие и техники.
Сегодня от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляет вакансии рабочих профессий. При этом средний возраст нашего рабочего – 53-54 года. Это значит, что главная производительная сила отечественной промышленности стремительно стареет. И заменить ее практически некем: во-первых, страна быстро скатывается в демографическую яму (выпускников школ становится все меньше – 1391 тыс. чел. в 2005 году против 1097 тыс. в 2008-м), а во-вторых, современная молодежь не слишком охотно идет в профучилища и техникумы, которые в глазах большинства школьников и родителей по-прежнему считаются чем-то вроде социального отстойника… Поэтому на 10 тысяч населения у нас приходится 210 студентов вузов, но всего 108 учащихся ПТУ и 176 студентов ссузов.
Справка. Сегодня в России насчитывается около 5 тыс. профучилищ, техникумов и колледжей, в 2007 году в них обучалось около 2 млн юношей и девушек. А в 1100 институтах, университетах и академиях – 7,5 млн студентов.
Следует иметь в виду, что нынешние учреждения начального и среднего профобразования (НПО и СПО) далеко не те, что были раньше. В советские годы у каждого ПТУ и техникума был свой богатый завод-шеф, который помогал с оборудованием и подготовкой специалистов – поставлял станки, мастеров-наставников, брал ребят на практику, устраивал их на работу после получения диплома и пр. А взамен получал подготовленных рабочих, которых сразу же ставил к станкам.
Но в 1990-е годы эта отлаженная система рухнула – заводы и фабрики начали срочно избавляться от социальной «обузы». В результате многие российские училища и ссузы сейчас влачат весьма жалкое существование – оборудование безнадежно устарело, педагогов не хватает (зарплаты слишком маленькие), а те, что еще остались, в большинстве своем – уже немолодые люди (50% мастеров – пенсионного возраста). Квалификация же выпускников такова, что владельцы предприятий боятся доверять им современное оборудование – вдруг сломают дорогостоящую технику? Вот и получается: с одной стороны, наблюдается острый дефицит рабочих кадров, с другой – выпускники профучилищ и ссузов имеют слишком слабую подготовку и почти нулевой опыт.
Где же выход? Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил владельцам российских заводов и фабрик самим готовить для себя трудовые резервы.
– Пусть раскошеливаются! – заявил министр. – Все равно предприятиям приходится тратить эти, а, может быть, и большие деньги, чтобы доучивать и переучивать людей. Давайте вместе соберемся и вложимся, чтобы система подготовки кадров была сделана по уму. Ведь мы учим людей одному, потом их переучивают на производстве, по сути дела, тратя деньги на обучение дважды.
Фурсенко привел такой пример: «Недавно общался с владельцем липецкого металлургического комбината, который за последние два года вложил более 100 млн рублей в развитие подведомственного ПТУ, а сегодня ребята из этого образовательного учреждения приходят на комбинат и уже понимают, что нужно делать, а не готовятся наспех в цехах».
Теперь этот опыт, по мнению министра, следует распространить и на другие российские предприятия. В определенном смысле это будет возрождением старой, советской системы начального профобразования. Снова появятся заводы-шефы и профессиональные училища при них…
Наверное, это будет правильно. Тем более что в Европе давно существует подобная практика – в Германии, например. Там местные владельцы «заводов, газет, пароходов» содержат профучилища, в которых готовят рабочие кадры и для себя, и для других. А если предприятие не хочет раскошеливаться на такое дорогостоящее мероприятие, то платит в казну специальный 5-процентный налог. Возможно, нечто подобное появится со временем и у нас в стране.
Игорь СЕРГЕЕВ.