Строители VIII века спасли цхинвальцев

«МК» связался с министром культуры Южной Осетии.

«Как можно относиться к варварам?» - первое, что сказал «МК» министр культуры Южной Осетии Тамерлан Дзудцов. Он сейчас в Цхинвале. Ищет своих сотрудников и оценивает культурный ущерб, нанесенный городу войной.

- Мне удалось найти дома паспорт культурной жизни Южной Осетии, - быстро рассказывает министр, спеша от дома к месту работы, уже, к сожалению, бывшему. – Там и сведения о памятниках архитектуры, и данные наших сотрудников. Теперь пытаюсь найти своих сотрудников. Ищу в списках погибших, раненых и живых.

Тамерлан Ефимович успел осмотреть город и оценить культурные потери:

- Дом-музей Васо Абаева полностью сгорел. Сам дом был деревянным, а крыша стальная. Только крыша и осталась. Там хранились все рукописи этого выдающего лингвиста. А памятнику Абаеву, который стоит в центре города, снесло голову. Другой памятник - великому осетинскому поэту Хетагурову - почти не пострадал. Он установлен в центральном парке. Но все деревья рядом скошены из-за обстрелов. Фактически срублены автоматными очередями. Наша церковь Святого Георгия пострадала только с северной стороны. Тогда, в VIII веке, умели строить. Так что она выполнила свои функции. Многие, кто находились в церкви в момент точечного удара, спаслись. Знаете, их военная операция назвалась «Чистое поле». Хотели сравнять нас с землей. Нет народа – нет проблем... Эти варвары уничтожили все, что мы успели восстановить после первой войны 1992 года…

Тамерлан добавил еще к списку культурных потерь – восточную часть города, которая была зоной-заповедником. Дома в том районе имели многовековую историю. Большинство из них деревянные. Ныне все постройки сгорели.

- Что вы собираетесь дальше делать? – невольно напрашивается вопрос.

- Сейчас я сфотографировал те культурные объекты, до которых сумел добраться. Во Владикавказе я покажу все это министру культуры Северной Осетии. И вместе с ним и российским минкультом мы будем думать, что делать. Все музыкальные школы и музучилище уничтожено. Не понятно, где будут учиться дети. Нам предстоит и это решить. Культурные потери еще предстоит оценить специалистам. Они должны будут определить суммы на восстановление культуры Осетии. Ясно, что вливания должны быть внушительные.

Под Цхинвалем, где сохранились могильники эпохи бронзы кобанской культуры, поля перепаханы, как будто трактор прошелся. «МК» связался со специалистом из Исторического Музея, чтобы оценить культурный ущерб:

- Феномен кобанской культуры в том, что полторы тысячи лет эти племена жили на одном месте, - объясняет специалист отдела археологии Ирина Белцирковская. - Остальные кочевали. У этого народа не было письменности, поэтому единственные свидетельства, которые нам остаются – археологические находки. При их уничтожении мы фактически тяряем все свидетельства об этой культуре. Получается пробел в истории.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру