Цистерна солярки, раз… продано!

В России начались регулярные биржевые торги нефтепродуктами.

Постоянных «топливных» биржевых торгов до сегодняшнего дня в России не было. Хотя они — механизм объективного определения цены независимыми друг от друга участниками рынка. К началу августа механизм торгов был разработан, и на «опытно-экспериментальной» бирже потекли первые тонны нефтепродуктов и денежные потоки. За месяц на бирже реализовала 13 тыс. тонн продукции. Эксперимент удался — теперь торги в России будут проводиться регулярно, каждую неделю.

Что характерно, за время пробных торгов сформировался явный тренд — снижение цены авиакеросина ТС–1. Стоимость этого вида продукции Ачинского НПЗ снизилась на 3%, Ангарской НХК – почти на 5%. По словам директора коммерческого департамента «Роснефти» Виктора Плоскины, ничего удивительного в этом нет: «Мы будет стремиться наращивать продажи мазута не через тендеры, как сейчас, а на биржевой площадке. Это даст прозрачность, равный доступ всем участникам рынка, позволит исключить участие продавцов и максимально выходить на конечных потребителей». Сейчас нефтяной гигант планирует продавать на бирже 100-150 тыс. тонн ежемесячно. А президент биржевого совета, зам. председателя Госдумы Валерий Язев считает, что к концу следующего года на торги будет выставляться до 2 млн. тонн нефтепродуктов: «Сейчас ведутся переговоры с другими крупными нефтяными компаниями, большой интерес есть у всех».

Первый торговый день новой биржи пришелся на 5 августа. На продажу был выставлен авиационный керосин ТС-1, оборот торгов — чуть больше двух тысяч тонн, оборот превысил 60 миллионов рублей. Президент биржи Виктор Баранов рассказывает, что всего через месяц на «экспериментальной» площадке шли сделки уже по 20 наименованиям продукции разных нефтеперерабатывающих заводов — от топочного мазута до высокооктанового бензинана общую сумму свыше 350 млн. руб. В торгах приняли участие 30 компаний-покупателей, сейчас ведутся переговоры еще с сотней.

До сих пор в России существует множество нерыночных факторов, приводящих к искажению цен. Им может стать, например, сговор нескольких владельцев крупных НПЗ, которые заставят мелких независимых производителей продавать по демпинговой цене свою нефть, поскольку у тех нет своей нефтепереработки и им некуда эту нефть девать – или захлебывайся, или продавай. Или же крупная нефтяная компания, внутри которой цена от производителя на НПЗ либо непрозрачна, либо заведомо ниже рыночной.

Начало биржевых торгов нефтепродуктами можно назвать первыми шагами к построению нормального внутреннего рынка топлива. Ведь, как ни крути, на бирже цены формируются публично, а потому объективно.

Понятно, что в этом году биржевая торговля нефтепродуктами не окажет существенного влияния на рынок. И бензин уж точно не будет дешеветь. В отличие от, к примеру, хотя бы Японии. Как сообщил собкор «МК» в Токио, за последние недели цена автомобильного топлива там снизилась уже почти на 8%, со 180 иен до 167. Но, может, и у нас когда-нибудь будет как в Японии. Во всяком случае, появление биржи дает на это надежду.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру