«Оружие будет молчать!» (ФОТО)

Хотя в недавнем интервью итальянскому телеканалу Медведев и утверждал, что не желает иметь дело с «политическим трупом», коим, с его точки зрения, является Саакашвили, письмо из рук французского президента, чья страна на данный момент председательствует в ЕС, он, очевидно, не мог не принять. Видимо то, что его передал Саркози, как раз и является теми самыми «гарантиями от ЕС», о которых Медведев говорил позднее на пресс-конференции по итогам переговоров.

Впрочем, к моменту начала пресс-конференции Саркози, похоже, волновало не столько то, насколько грузинский президент будет следовать написанному, сколько то, как во время переговоров не остаться в тени главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и генсека Совета ЕС Хавьера Соланы, которые изъявили желание участвовать в них. На участие их в переговорах французская сторона еще согласилась, а вот допустить европейских чинов к журналистам стремилась не очень. В зале для пресс-конференций поставили только две трибуны – для Медведева и Саркози, и флаги только двух стран. Позднее, правда, французские стяги «разбавили» флагами ЕС. Мероприятию сразу добавилось веса. Правда, отчего-то вспомнилось, как на фоне того же флага ЕС выступал как-то Саакашвили. Впрочем, в данном случае синий стяг с желтыми звездами был вполне к месту: к трибуне Саркози вышел вместе с Баррозу. Медведев в долгу не остался и выступил в паре с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Причем, складывалось ощущение, что последнему с «напарником» повезло больше: Баррозу, казалось, при каждом взгляде, который он бросал на итоговый документ переговоров, испытывал муки. А с Лавровым можно хоть посоветоваться было – по дипломатической линии, очевидно. Говорили с прессой, правда, только два президента.

Для начала Медведев полил бальзам на душу француза: «Наша страна ценит посреднические усилия, которые предпринимает Евросоюз, французское председательство и лично мой коллега господин Саркози». Отдал он должное и готовности Евросоюза и «дальше содействовать разрешению конфликта, в том числе и в запуске международных механизмов по обеспечению безопасности в зонах вокруг Южной Осетии и Абхазии». Правда, по поводу признания независимости Южной Осетии и Абхазии имеются расхождения (ЕС этот шаг на внеочередном заседании 1 сентября осудил), но ничего, зато «нашему примеру последуют и другие государства, для которых права человека и демократическое волеизъявление народа не пустые слова». «И такие примеры уже есть», – победно заключил Медведев. Только Саркози при этом как-то ехидно ухмыльнулся. Очевидно, пример Никарагуа, первой после нас признавшей две кавказские республики, его не впечатлял.

Зато его, похоже, впечатляли новые «три пункта», которые сейчас добавились к августовским шести. По его мнению, принятие документа означает, что конфликт наконец будет остановлен. «Оружие будет молчать!» – патетично воскликнул Саркози. И добавил что, мол, в мире «не должно быть авантюр такого рода». Тут уж пришла очередь улыбнуться Медведеву: поскольку действия Саакашвили в российских верхах чаще всего называли именно авантюрой, можно было, очевидно, это расценивать как знак того, что и в Европе действия грузинского президента все-таки не одобряют.

Впрочем, помимо взаимных намеков, прессу интересовали гораздо более конкретные вещи. Например, что будет с саммитом Россия – ЕС, который должен был состояться осенью в Ницце. И с тем же новым Соглашением о сотрудничестве и партнерстве с Европой, которое предполагалось принять на нем. По поводу соглашения Медведев заметил, что если оно не будет подписано сейчас – это «не нанесет колоссального вреда российским интересам». А вопрос про проведение саммита переадресовал коллегам. На что Саркози и ответил: мол, если все четко пройдет по принятому плану, ничто не помешает взаимоотношениям России и ЕС. Но только если четко, хотя добрые отношения и нужны.

На протяжении этого пассажа, к слову, Медведев внимательно наблюдал за стрекозой, бившейся об потолок в зале. И руками демонстрировал Лаврову, каких, по его мнению, размеров было насекомое. Получалась не стрекоза, а какой-то беспилотный самолет-разведчик. Вслед за российским президентом за передвижениями стрекозы начали настойчиво следить члены французской делегации. Под шумок Медведев, не сбиваясь с мысли от полетов гигантских насекомых, в ответ на один из вопросов очередной раз съязвил в адрес Саакашвили, который «армию себе раскормил довольно здоровую и задумал решить старые проблемы, получил на это благословение одного государства и предпринял идиотскую выходку, в результате которой погибли люди». А в конфликте к тому же «прежние (международные – «МК») институты безопасности показали свою слабость». На последнюю фразу Саркози не мог не среагировать, тут же постаравшись использовать ее в свою пользу: мол, да, может, и дали слабину. Зато Европа постаралась хорошо: «Когда Европа хочет, Европа может играть свою роль даже в регионах, где мы не играли такой роли». А вот почему Европа не хочет или не может признать независимость Южной Осетии и Абхазии, французский лидер так и не ответил. Соответствующие вопросы только вызвали его раздражение. «Мы не можем за полдня решить вопрос, который длится последние 20 лет!» – в конце концов взорвался Саркози. Из дальнейших его слов складывалось ощущение, что он, может, и непрочь был поговорить с Медведевым на эту тему, но мандат председателя в ЕС не позволяет. Осудили в Евросоюзе – и точка.

Правда, неудобный вопрос достался и Медведеву. «Вы намереваетесь в Европе изменить только границы Грузии или какие-то еще?» – поинтересовалась у президента французская журналистка. Медведев так явно, как его французский коллега, демонстрировать раздражение не стал, заметив, что с Южной Осетией и Абхазией – «это отдельная ситуация, а все остальное выдумки, фантомные боли». «Что же у вас так жарко-то?!» – вздохнул Медведев, уже выходя из зала. Видимо, пресс-конференция все-таки далась ему не слишком легко.

Виктория ПРИХОДЬКО,

дворец «Майендорф» (Московская область)

О чем договорились Медведев и Саркози в «Майендорфе»?

1. Вывод сил

– Вывод всех российских миротворческих сил с пяти наблюдательных постов на линии от Поти до Сенаки включительно максимум в течение семи дней, принимая во внимание подписание 8 сентября 2008 года юридически обязывающих документов с гарантиями неприменения силы против Абхазии.

– Полный вывод российских миротворческих сил из зон, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, на линию, предшествующую началу боевых действий. Этот вывод будет осуществлен в течение 10 дней после развертывания в этих зонах международных механизмов, включая не менее 200 наблюдателей от ЕС, которое должно произойти не позднее 1 октября 2008 года, с учетом наличия юридически обязывающих документов, гарантирующих неприменение силы против Абхазии и Южной Осетии.

– Завершение возвращения грузинских вооруженных сил в места дислокации до 1 октября 2008 года.

 2. Международные механизмы наблюдения

– Международные наблюдатели МООННГ будут и далее осуществлять свой мандат в районе своей ответственности в соответствии с численностью и схемой дислокации по состоянию на 7 августа 2008 года, без ущерба для возможных корректировок в будущем по решению Совета Безопасности ООН.

– Международные наблюдатели ОБСЕ будут и далее осуществлять свой мандат в районе своей ответственности в соответствии с численностью и схемой дислокации по состоянию на 7 августа 2008 года без ущерба для возможных корректировок в будущем по решению Постоянного Совета ОБСЕ.

– Следует ускорить подготовку развертывания дополнительных наблюдателей в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, в количестве, достаточном для замены российских миротворческих сил, до 1 октября 2008 года, включая минимум 200 наблюдателей от Европейского союза.

– Европейский союз как гарант принципа неприменения силы активно готовит развертывание наблюдательной миссии в дополнение к уже существующим механизмам наблюдения.

3. Международные дискуссии

– Международные дискуссии, предусмотренные в пункте 6 Плана Медведева–Саркози от 12 августа 2008 года, начнутся 15 октября 2008 года в Женеве. Подготовительные дискуссии начнутся в сентябре с.г.

Эти дискуссии будут посвящены, в частности, обсуждению следующих вопросов:

– пути обеспечения безопасности и стабильности в регионе;

– вопрос о беженцах и перемещенных лицах на основе международно признанных принципов и практики постконфликтного урегулирования;

– любой другой вопрос, внесенный с обоюдного согласия сторон.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру