Воспитание фарисея в блоке «духовно-нравственная культура»

Московская патриархия критикует Российскую академию образования (РАО) за «недостаточно активное выполнение рекомендаций Церкви и министерства образования по вопросу преподавания в школах основ православной культуры».

19 сентября 2008 в 17:33, просмотров: 902

Управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент призвал «незамедлительно начать конструктивную работу в РАО на основе концепции включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», сообщает «Интерфакс». Ее, как напомнил священнослужитель, в декабре 2007 года одобрила совместная конференция Минобрнауки и Русской православной церкви в Калуге. И с тех пор, по его словам, дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

«В решениях конференции содержатся рекомендации Российской академии образования, ответственной за разработку нового стандарта: организовать работу на основе указанной концепции. Но прошло уже более полугода, а работа так и не начата, решение не выполнено. Такая ситуация требует скорейшего исправления», – заявил Климент в интервью «Интерфакс-Религия». Тем более что как раз сейчас, подчеркнул он, для этого есть все необходимое, «и дело только в доброй воле и понимании руководства РАО».

По словам митрополита, время обновления школьных стандартов «неуклонно приближается», а, значит, необходимость сохранения учебных курсов православной культуры в основной части школьной программы «стала еще более очевидной». Таким образом, настала «пора выходить на разработку и принятие полномасштабной государственной программы развития духовно-нравственного православно ориентированного образования в российской школе, аналогичной той, которая реализуется по исламскому образованию», – заключил он.

Такие курсы, по сведениям архиерея, «стали неотъемлемой частью школьной жизни во многих регионах. Причем, по данным министерства образования и Общественной палаты, наибольшее развитие пока имеет изучение детьми вовсе не православной культуры, а предметов по исламу и иудаизму». И поскольку для общества, по его словам, польза от изучения детьми основ православной культуры и их воспитания на основе отечественных духовных ценностей и нравственных традиций совершенно очевидна, то и «разработчики стандарта должны считаться с этим, учитывать запросы людей и брать их за основу своей работы».

Между тем для общества все отнюдь не так очевидно, как представляется управделами Московской патриархии. Заявление Климента, заявил «МК» член инициативной группы «Учителя против милитаризации и клерикализации школы» Леонид Перлов, не более чем «попытка продавить идею, которая не продавливается». А не продавливается она, по словам правозащитника, совсем не из-за мнимого противодействия РАО, а потому что «родители боятся обязательного введения этого предмета больше, чем даже военки».

«Общество не хочет обязательного изучения основ православия в школе. Притом, что очень важно, не только его нерелигиозная часть, но и значительная часть истинно православных верующих. Нерелигиозные семьи боятся клерикализации школы в принудительном порядке. Причем боятся в основном принуждения не к вере, а к механистической обрядности. Религиозные же родители боятся, что казенное обучение отпугнет их детей от истинной веры – той, которой их учат дома или толковые батюшки – и превратит их в фарисеев. А этого истинно религиозным семьям не нужно», – подчеркнул он «МК».

Тем не менее РПЦ устами Климента обещает «добиваться возможности изучать в государственных и муниципальных школах своих православных традиций и культуры для детей из православных семей». Что же касается возможной «клерикализации школы», то такой угрозы этот предмет, даже сделавшись обязательным, не принесет: это, по словам Климента, «нормальная деятельность демократического государства по удовлетворению образовательных потребностей своих граждан».




Партнеры