Ученые: все болезни от нервов

Сбой работы нервной системы может отразиться на устойчивости к заболеваниям.

Иммунный ответ на инфекцию совершенно не связан с реакциями нервной системы. Более того, ученые долгое время полагали, что работа этих двух систем совершенно независима. Однако Алехандро Абалай, профессор отдела молекулярной биологии и микробиологии университета Дюка вместе со своими коллегами скорректировал подобные воззрения, установив, что нервные клетки косвенно могут регулировать иммунный ответ.

Эти данные были получены на круглом черве – Caenorhabditis elegans, который был выбран в качестве модельного объекта, поскольку все системы органов этого организма очень просты и в то же время имеют аналогию с органами человека.

Исследователями было обнаружено огромное сходство между клеточным рецептором NPR-1 круглых червей и человеческим нейропептидом Y, который по ряду косвенных наблюдений мешает блокировать иммунный ответ. Также были найдены особи-мутанты с измененным геном рецептора NPR-1, белок, которого, из-за нарушений в структуре гена, не мог выполнять своих функций. Оказалось, что черви с искаженным белком были более восприимчивы к инфекциям.

На втором этапе работы исследователи решили посмотреть, как работают гены у особей с измененным геном, оказалось, что у них не работает сигнальный путь P38 MAPK, который необходим для иммунитета всех животных от червей до человека.

Оказалось, что среди множества сложных биохимических сетей, осуществляющих общую коммуникацию между нервной и иммунной системами, вовлечен "нервный" белок. Открытие позволит расширить арсенал терапевтических средств при лечении иммунодефицитов.