Не жизнь, а кино

В США вышел в прокат новый фильм Оливера Стоуна, посвященный действующему президенту Джорджу Бушу-младшему.

20 октября 2008 в 13:32, просмотров: 830

«От загульного пьяницы до президента США» - такой идеей проникнута новая картина культового голливудского режиссера Оливера Стоуна, повествующая о самом спорном американском лидере всех времен - Джордже Буше-младшем. Закрытый показ фильма «W» уже привел в шок американский бомонд, теперь очередь за остальными - картина уже вышла в прокат...

Как сказала присутствовавшая на показе для «избранных» обозреватель  американского издания The New York Post Синди Адамс, «Сторонники Буша возненавидят этот фильм!». Что ж, судя по тому, что сторонников у Буша куда меньше его многочисленных противников, «W» за считанные дни грозит стать лидером проката.

Фильм, на съёмки которого Стоун выделил менее 6 месяцев своего плотного графика, получил название благодаря первой букве второго имени американского президента - Уокер (на английском -Walker). Возможно потому, что оно полностью совпадает с названием популярной марки виски.  Этому напитку, как известно, Буш посвятил не один год своей юности, а Стоун, в свою очередь, – первую из трех сюжетных линий картины. Вторая линия повествует о том периоде жизни, когда будущий президент США «собрал волю в кулак» и попытался выйти из тени своего влиятельного отца. Заключительная часть посвящена вторжению Буша в Ирак. В итоге у Стоуна, по его собственному признанию, получилась «история превращения буяна в президента, который  не имея особых талантов смог дорого себя продать».

Кстати, несмотря на сжатый график съемок, Стоун не собирался довольствоваться отдалённым сходством исполнителя роли Буша - актёра Джоша Бролина с самим прототипом. И грим здесь играл самую незначительную роль. Главное, на чём создатель «Никсона» сделал акцент – это техасский говор американского лидера. Он заставил Бролина обзванивать отели Техаса и подолгу общаться с их персоналом. Задачей максимум было произнести само название фильма на манер Буша. Дело в том что английское «W» (даббл-ю – ред.)  президент США произносит со свойственным южанам  акцентом - «Дабба-я». И похоже, Стоуну удалось добиться своего. «При всей схожести, Джош оказался улучшенной версией Джорджа», - без лишней скромности сказал Стоун после «закрытого» показа. Большинство с ним согласились. Хотя еще в самом начале работы над фильмом с режиссером отказались сотрудничать ведущие киностудии США -  Paramount, Warner Bros. и Universal. Сарказм, которым насквозь пропитан фильм, они сочли  «слишком острым».

Но культовый режиссер не собирался прощаться со своей идеей. Не найдя студии и денег в своей стране, Стоун обратился за помощью к зарубежным партнёрам. В итоге к продвижению проекта подключились группы независимых продюсерских компаний из Германии, Австрии и Китая, а также канадская компания Lionsgate. И история о ковбое, правящем ковбойской страной, какой Америка, по мнению режиссера, выглядит в глазах большинства государств мира, увидела свет. «Я надеюсь, что если Буш когда-нибудь решит посмотреть фильм, то ему должна очень понравится игра Джоша», - добавляет режиссер. Хотя это у многих вызывает серьёзные сомнения. Ведь мало, кому нравится смотреть в лицо своим недостаткам...

Судя по всему, «несовершенный фильм о самом несовершенном человеке» (так охарактеризовало картину издание The Hollywood reporter) вряд ли получит благословение нынешнего американского лидера, что, впрочем, не помешало ему с ходу занять первые строчки хит-парадов.

Анна Сулейкова, Инга Кумскова.

Трейлер фильма "Буш-младший": 

Александр Минкин.

А нам слабо?

В Америке вышел резко критический, издевательский фильм про Буша. Фильм про действующего президента, хотя действовать ему осталось недолго.

Буш — загадка американского народа. Как они могли выбрать его на второй срок? К тому моменту уже всему миру было ясно, что он дурак. Медицинский факт: коэффициент интеллекта (IQ) Дж. Буша самый низкий за всю историю США.

А мы? Можем ли мы снять издевательский художественный фильм о действующем президенте? Или хотя бы о бывшем, но живом президенте?

За всю историю СССР—РФ только о Ельцине регулярно выходила критически-издевательская передача “Куклы”. Теперь эти годы официально называются “лихие 90-е”. Теперь эта лихость ликвидирована.

Но разве Ельцин — единственный руководитель, вызывавший насмешки народа? Нет, анекдоты рассказывались всегда, даже про Сталина (хотя это было смертельно опасно). Про Сталина отважные колхозники пели даже матерные частушки. Что уж говорить о Хрущеве, Брежневе, Андропове и т.д. Народ никому не давал спуску. Однако на экран это издевательство не переходило никогда. Кукиш держали в кармане.

Теперь у нас демократия, свобода творчества, цензура запрещена. Поэтому критический фильм о президенте (или о предыдущем президенте) может снять только Никита Михалков по сценарию Сергея Михалкова, с музыкой, сами понимаете.

Михалков, который в своих фильмах играет обычно главную роль, на этот раз вынужден будет уступить кому-нибудь помельче, а себе может взять, например (поскольку фильм хотя художественный, но исторический), роль крупного Собчака.

Вот ключевой исторический эпизод: Собчак берет на работу будущего президента и убедившись в его мудрости, произносит критическую (но при этом пророческую) фразу:

— Я вам грубо по-стариковски скажу: “Вы гений, В.В.!!!”.

(В пьесе Шварца звучало “Ваше Величество”, но В.В. как-то современнее, лаконичнее, понятнее. Спокойнее.)

В финале Любэ споют старую песню на новый лад (новые слова на старый мотив напишет, естественно, Сергей Михалков, ему не привыкать):

Путин — наша слава боевая! (в кадре — бородатые горцы маршируют по проспекту имени В.В. Путина в г. Грозном).

Путин — наша гордость и полет! (в кадре — Владимир Владимирович управляет истребителем, а потом бомбардировщиком).

С Путиным, трудясь и побеждая, (в кадре — Саакашвили жует галстук и бежит от налетающего самолета, которым управляет Владимир Владимирович)

Наш народ с Медведевым за Путиным идет! (в кадре — тандем).

Ну, припев все знают:

А в чистом поле система “Град”!

За нами Путин и Сталинград.

Спонсор фильма объявлен в розыск.

 

Чтобы снять кино про Путина или Медведева – нужно досконально их изучить

Новый фильм Оливера Стоуна заинтересовал зрителей по обе стороны океана. Не вдаваясь в художественные достоинства картины, «МК» заинтересовал вопрос: «Почему в России не снимают кино о президентах:»?

Обратите внимание, в Голливуде «президентская» тема поставлена если не на поток, то около него. Благодаря местной продукции мы знаем, что американский президент может дать отпор террористам не хуже крутых экшен-героев («Самолет президента»). Может лично сесть в истребитель и повести войска на борьбу с инопланетянами (Уилл Смит). Американскому президенту не чужды романтические страсти («Американский президент»»). Ну и далее, как говорится, по списку. В кино, в той или иной степени, первое лицо Америки засветилось прочно. Обратной дороги нет.

Что же у нас? Не снимают по каким-то причинам фильмы про действующих властителей. Вот, про бывших, да, можно. Например, сериал «Брежнев», где прекрасный актер Сергей Шакуров мучался по 4-5 часов, пока ему сделают грим.

В феврале этого года вышел фильм «Поцелуй не для прессы» с Андреем Паниным и Дарьей Михайловой в главных ролях. Только ленивый не писал, что в этом проекте Панин сыграл президента Путина (по фильму – Платова). Режиссер и продюсеры от этого всячески открещивались, мол, у нас просто история любви, а к Путину она никакого отношения не имеет. Но количество совпадений, знаете ли, оставляет зрителя при своем. Смотрите сами В фильме чекист Платова, большой поклонник самбо и дзюдо, знакомится со стюардессой, они женятся, рожают дочерей, у Платова серьезная работа в Питере, он помощник большого начальника, потом опала этого начальника, перевод в Москву, потом… Может хватит совпадений?

— Андрей, у вас были сомнения, соглашаться ли на роль президента? – звонок актеру Панину на мобильный телефон.

— Это все вранье! Журналисты придумали! Я не играл президента.

— А кого же тогда?

— Меня спросили: "Будешь сниматься в мелодраме?" — "Буду". Я играл просто некого человека, понимаете? Человека со сложной судьбой. В фильме, если посмотреть, ни разу не говорится, что он — президент России.

— И как вы работали над образом "просто человека"?

— Никак. Пришел на площадку, режиссер сказал, что надо сделать, я сделал. Я и фильм толком не видел, как он получился. Так, на озвучании только, кусками. Поэтому не могу даже сказать — доволен ли результатом.

— Тем не менее, картину не взяли в широкий прокат. В кулуарах говорят, в Кремле фильм не приглянулся.

— Я за прокат не отвечаю. Я просто сыграл роль. И все.

Актер резок и категоричен, это его право. А между тем в киношных кругах и, правда, все уверены, что фильм в прокат не выпустили по прямому указанию Кремля. Поэтому увидеть историю «человека со сложной судьбой» можно только на двд-дисках. 

— Считаю, у нас нет поводов снимать кино про действующего президента. Лицом к лицу лица не разглядеть — для объективной исторической оценки президента должно пройти время. Даже за тот год, пока снимается фильм, многое в стране может поменяться, - считает продюсер Андрей Сигле. - Относясь очень уважительно к Оливеру Стоуну и почитая его талант, я тем не менее не понимаю, зачем ему обращаться к Бушу. Наверное, это его чисто гражданская позиция, и я могу предположить, что картина "Буш" — абсолютно популистская. Скорее, это политическая акция, чем художественное произведение.

— Если бы вам принесли сценарий фильма о Путине или Медведеве…

— Абсолютно точно отказал бы в постановке. Все-таки это несколько субъективный взгляд. Чтобы снять такой фильм, надо лично говорить с президентом, быть рядом с ним постоянно, и потом рассказать о нем правду. Но рассказывать нужно скорее о каком-то важном эпизоде жизни целого народа через своего правителя, об ответственности власти перед своим народом, а не о том, что нами правят люди, которые, например, любят париться в бане или имеют какие-то человеческие слабости. И, потом, нельзя говорить под руку.

— Вы неоднократно работали с Александром Сокуровым над картинами об исторических персонажах...

— Да, но все эти правители были диктаторами и перевернули очень драматичный двадцатый век. Хотя это не значит, что наша власть ничего заметного не делает. Например, я серьезно думал рассказать в кино о Форосе, развале Союза, но... Думаю, еще рано. Вот, кстати, когда мы в Японии снимали картину об императоре Хирохито и обсуждали его на улице, окружающие оборачивались. Прошло столько лет, но до сих пор даже в транспорте нельзя произносить это имя... А вообще, в мире огромное количество интересных тем, и политический персонаж — лишь повод поговорить о серьезных вещах.

Продюсер «Груза 200», самого скандального фильма последних лет, Сергей Сельянов также не скрывает своего скепсиса относительно появления такого героя, как президент в отечественном кино.

— В России пока слишком мало было президентов — два, ну от силы три, и снять фильм про президента вообще не получится, это будет очень персонифицированный образ, - считает Сергей Михайлович. - Вот про царя, где будет просто царь, можно. Ведь искусство нуждается в обобщении, оно берет нечто типическое.

— Но в целом, как вы считаете, в России такой проект возможен?

— Проект возможен, но не как агитка — со знаком "плюс" или "минус", а как нечто художественное. Потом надо спросить разрешение у самого президента. Ведь область кинематографа юридически очень оснащена, и уже никто не рискнет снять в обход каких-то установленных правил. В той же Америке первое, о чем вас спросят: "У вас авторские права есть? Договор имеется?". Без этого даже говорить с вами не будут.

— Вы бы заинтересовались таким сценарием?

— Я бы заинтересовался любым сильным сценарием — будь он про Змея Горыныча, инопланетянина или действующего президента. Все талантливое имеет право на существование. Но, скорее всего, сценарий был бы слабый, а просто проехаться на известном имени не хочется. Если допустить высокий художественный уровень сценария, то я не исключаю, что обратился бы к Путину или Медведеву за разрешением. Они достаточно умные люди и думаю, что какие-то переговоры были бы абсолютно возможны. Хотя я, например, никогда бы не дал согласие на съемки фильма про себя. 

Актер Максим Суханов в сериале «Дети Арбата» сыграл Сталина. Согласится ли актер сыграть действующего правителя?

- Все зависит от драматургии материала, без этого невозможно представить роль не важно, современная она или нет, - уверен Максим. - И, во-вторых, важна личность режиссера. Именно от его фантазии зависит, какой будет фильм. Так что говорить о том, что я бы отказался, не совсем правильно. Сначала мне нужно решить, способен ли я это сделать, заводит ли меня роль или я остаюсь к ней холоден. Конечно, принять такое решение относительно персонажей, более отодвинутых во времени, гораздо легче

- Да, известно ведь, что вы сначала отказались играть Сталина в сериале, а потом согласились. Что повлияло на ваше решение?

- Не что, а кто. Меня как раз убедил режиссер Андрей Эшпай. Но меня не долго уговаривали - предложение сразу показалось мне интересным, но не все диалоги и сцены, которые были в сценарии, мне казались правильными. Кое-что мы с режиссером немножко изменили и подправили.

- Как вы думаете, почему в отечественном кино не популярно упоминать президента страны, вводить его в сюжет, как одного из героев?

- Это вопрос к авторам. Если кого-то из них возбуждает тема президента, он должен написать памфлет или что-то еще. У нас, видимо, никого не возбуждает. Кроме того, чтобы написать сценарий, надо очень много знать о своем герое. Я не думаю, что у нас есть такие авторы, которые могут досконально изучить жизнь президентов - больше, чем на 30 процентов. В противном случае надо писать фантастическую историю, и тогда называть соответствующий жанр картины. 

Мария Костюкевич.

  

 

Вадим Речкалов. 

Сильный не врет.

А Путин только на DVD

Все плохое, что я знаю о Соединённых Штатах, я узнал от американцев. От американских репортёров, американских писателей, американских кинематографистов. От американских политиков я, правда, ничего не узнал. Американские политики врут как наши. 

В России нет Оливера Стоуна. В России есть Ольга Жулина. Её режиссёрский дебют называется «Поцелуй не для прессы». Романтическая история дзюдоиста и стюардессы. Мелодрама с элементами боевика типа «есть такая профессия – родиной управлять». Посмотрел трейлер – много думал. Создатели фильма сто раз говорили, что фильм не про Путина, а даже если про Путина – судя по трейлеру, сладенькая картина, и, тем не менее: «единственная премьера 11 февраля, а с 14 февраля фильм будет продаваться только на DVD».

А я бы посмотрел киношку про нашего президента. Безо всякого эзопово-жулинского языка. Хоть про Медведева, хоть про Путина, хоть про Ельцина. И не документальную, не после кончины, а художественную и прямо сейчас. Про Мефистофеля Березовского, про гордеца Ходорковского, про, даже не знаю, какие к ним приставить эпитеты, Сечина да Суркова, про злого и робкого Рамзана Кадырова, про бесхитростного и услужливого Николая Патрушева… Вообще про власть, полученную без борьбы, и про то, как её удержать, если ты слеплен совсем из другого теста.

Нет такого кино, и не предвидится. Наши кинематографисты, не всякие там элитарные Сокуровы да Велединские, а массовые типа Михалкова и Бондарчука, осваивают либо прошлое, либо будущее. И нет российского Френсиса Копполы, который снял бы апокалипсис про капитана Ульмана, нет Майка Николса, который рассказал бы о войне Чарли Уилсона в Южной Осетии. И уж тем более нет Оливера Стоуна, который бы сделал кино про «VVP», а есть лишь одна сплошная Жулина с аллегорическими стюардессами для домашнего просмотра. Россия – родина великих сюжетов, но массовое кино у нас нынче - так себе.

Последние новости. В день премьеры картина Оливера Стоуна собрала 4 миллиона долларов. Очень неплохо для политического фильма, тем более, предварительно обруганного критиками. И я вот думаю, а случись у нас свой Оливер Стоун, сколько бы он собрал? И собрал бы вообще хоть что-нибудь? Или был бы объявлен предателем Родины, опорочившим всё святое? Сколько бы он заработал своим искусством в стране, где антивоенные и антипрезидентские митинги собирают в лучшем случае человек двести. Где лизоблюдство интеллигенции называется «конструктивной оппозицией». Где самые удачливые всегда на стороне власти, а главным критерием успеха блокбастера является то, посмотрел ли его президент и что он об этом думает.

Всё самое плохое о России я тоже узнавал от американцев. И если о себе американцы рассказывают правдиво, то о нас, как правило, лгут. И не столько в целях пропаганды, а потому, что в нашем дерьме они ни черта не смыслят. Надо самим учиться говорить о себе правду. О себе и о своих грешных правителях. Чтоб, рассказывая об ужасном Путине, Запад цитировал не Березовского, а Михалкова…

Зачем нам это всё надо? Да низачем, в принципе. Просто есть такая закономерность: сильный – не врёт. 

 

 

Кто из актеров по Вашему мнению мог бы сыграть Владимира Путина? Константин Хабенский или Сергей Безруков?

Дмитрия Медведева? Андрей Чадов или Андрей Мерзликин?



Партнеры