Ученые будут дирижировать белками с помощью света

Ученые из Юго-Западного медицинского центра при Техасском университете обнаружили, что, используя свет, можно контролировать белковые ферменты, которые участвуют в наиболее важных для жизни процессах.

"Это один из первых случаев успешного контроля активности ферментов с помощью света, – сообщил Стефен Бенкович, один из исследователей этой группы. – Области приложения этой технологии в скором времени будут существенно расширены, и в том числе будут использоваться для выключения активности белков, связанных с развитием патологических процессов в клетке".

Результаты ученых были опубликованы в журнале Science. В своем эксперименте ученые использовали гибридный белок, состоящий из собственно фермента кишечной палочки и приставленного к нему светочувствительного белка овса. Исследователи заметили, что поведением этого гибридного белка можно манипулировать через воздействие светом на светочувствительную часть. Бенкович сообщил, что технология эта работает как выключатель палочки: "Когда мы освещаем светочувствительную часть, каталитическая активность белка возрастает; когда перестаем ее освещать, она понижается". Удивительно, что белок реагировал на свет только в том случае, если чувствительная часть белка была присоединена к ферменту лишь в небольшом и четко очерченном участке. При присоединении в любом другом месте белок не работал. Это специфическое место было выявлено среди тысячи других возможных с помощью специального статистического компьютерного анализа, который был создан профессором Техасского университета Рамой Ранганатаном.

В будущем ученые намерены вскрыть механизм, заставляющий белок подчиняться свету, и сделать возможным его практическое приложение. "Пока эффективность этой технологии не очень велика, но, раскрыв основной механизм и используя ряд дополнительных мер, мы будем увеличивать ее", – заключил Бенкович.

Источник: Sciencedaily.