Учитель-депрессант

Профессия учителя втрое опаснее других.

22 октября 2008 в 12:57, просмотров: 505

Около 90% учителей начальных и средних школ любят свою работу, но при этом они в три раза чаще служащих предприятий и компаний испытывают стресс и депрессию. К таким пугающим выводам пришло исследование, проведенное Министерством образования Японии в рамках национальной «Программы разработки новой системы образования», сообщает РИА "Новости".

Объектом только что опубликованного исследования стали 1,6 тысячи учителей из семи префектур Японии. 90% из них твердо сказали, что любят свою работу. А это – в 1,7 раза больше, чем на японских предприятиях в среднем, подчеркивают социологи. В то же время почти каждый третий (28% учителей) признал, что испытывает постоянные депрессивные состояния. 

Удивляться не приходится: японский учитель, как оказалось, работает практически без выходных и никогда не отдыхает. Так, без единого выходного в неделю, по данным исследования, в Японии работает почти половина учителей (44%). А тех, кто, вроде бы, отдыхает, но все же так или иначе занимается работой в формально свободное время, набирается без малого 90%. Положение признано ненормальным. «Необходимо серьезно заняться психологической реабилитацией учителей», – подчеркивается в выводах исследования: психологические стрессы начали сказываться на физическом состоянии японских педагогов.  

Особенно сильные психо-физические перегрузки испытывают те, кто совмещают преподавательскую деятельность в японской школе с административной. Для них, похоже, предел человеческих возможностей уже перейден: люди не выдерживают и уходят. И эта неблагоприятная тенденция не только сохраняется, но со временем усиливается.  

Так, в 2007-2008 учебном году (в Японии он традиционно заканчивается не в июне, а в марте) оставить по состоянию здоровья руководящие посты в школьной иерархии были вынуждены, по данным японского минобраза, сразу 106 человек. Это – рекордное число подорвавших здоровье на ниве просвещения за все время мониторинга состояния начальной, средней и старшей школы, ведущегося Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии с 2000 года. По сравнению с предыдущим годом оно увеличилось более чем на 20%, впервые перевалив за сотню, подчеркивает японское издание Japan Today.  

Подавляющее большинство «сгоревших на работе» (70 из 106) – заместители директора, сочетавшие этот пост с педагогической нагрузкой, еще 31 – старшие учителя (аналог российского завуча) и пятеро – директора школ. Примечательно, что, лишившись возможности и дальше совмещать административную работу с педагогической, почти все японцы сделали выбор в пользу последней. По состоянию здоровья сложили с себя все административные должности и вернулись на чисто учительские ставки 105 бывших директоров школ. Лишь один ограничился тем, что на ступеньку понизил свой ранг, перейдя на должность замдиректора.  

Выводы японских чиновников от образования однозначны. «Учителя, занимающие высшие административные должности, слишком перегружены работой. Наша задача – поставить школы перед необходимостью существенно улучшить условия их труда, избавив их от части нагрузок», – подчеркивают в министерстве.



Партнеры