Кризис русским торгам не помеха?

«МК» узнал у гендиректора "Сотбис Россия и СНГ" Михаила Каменского, что ждать от арт-рынка.

Вновь в Москве предаукционная выставка "Сотбис". И какая! Топ-лоты аукциона Императорских и Королевских подарков, которые уйдут с молотка 24 ноября в Лондоне. 30 лотов, общая стоимость – $1 млн. В разгар мирового финансового кризиса многие полагали, что следующая предаукционная выставка случится максимум в следующем году. Акции "Сотбис" падают. Коллекционеры в замешательстве. Но нет! Михаил Каменский убежден, что арт-рынок не чета другим рынкам. На открытии предаукционной выставки, которая побудет до 9 ноября в Историческом музее, г-н Каменский ответил «МК» на волнующие вопросы.  

- Были разговоры, что крупных предаукционных выставок может уже не быть. Кризис все-таки...

- Понятно, что мы являемся частью финансового мира, и кризис на нас так или иначе сказывается. Но мы не будем снижать обороты. Россия была и остается перспективным рынком. Мы будем привозить сюда выставки. Полагаем, что они будут пользоваться и эстетическим, и клиентским успехом. Пусть люди, которые занимаются анализом всех этих совокупных рынков, не думают, что арт-рынок такой же как другие. Здесь другие тенденции, которые не идут параллельно кризисной ситуации. Конечно, жизнь корректирует результаты. Не все продается так, как нам бы хотелось. Речи о том, что жизнь на художественном рынке затухала, нет. Я только что вернулся из Нью-Йорка, где прошли торги импрессионизма и современного искусства. Зал был забит битком. Некоторые люди висели на телефонном проводе больше часа в глубокую (по их времени) ночь. И это были не дилеры, а коллекционеры. Людям не безразлично, что происходит. Им, конечно, не безразлично и насколько ликвидны уже имеющиеся у них коллекции. Думаю, люди уже не так встревожены, как три дня назад до торгов в Нью-Йорке.

- Последние годы, как говорят эксперты, рынок был «перегрет», а эстимейты завышались. На грядущих русских торгах оценка лотов будет пониже, чем в прошлые годы?

- Термин «завышение» предполагает некоторую спекуляцию. Вещь стоит, по мнению некоторых специалистов, 100 рублей, а мы ставим триста в расчете на спекулятивный спрос. Если бы все происходило на основании искусственных завышений, то рынок бы провалился! Мы с одной стороны рынок формируем, с другой – развиваемся в рамках того спроса, который существует. Все, что происходило до понедельника, соответствовало реальности. Но последствия кризиса стали сказываться и на художественном рынке. Но эти последствия не тотальны. Потому что падение спроса на определенные имена – это одна сторона, а рост спроса на другие имена – другая сторона. Происходит коррекция вкусов, возможностей и психологической готовности тратить деньги. Коррекция цен – это следующий шаг. Мы зафиксировали на торгах определенный уровень рынка. Это значит, что следующие торги будут основываться на результатах прошлых. Но мгновенной коррекции или обвала цен нет и не будет, потому что это не рынок массового жилья. Это рынок уникальных произведений искусства. И каждый коллекционер, как бы он ни пострадал от финансового рынка, понимает, что сейчас на рынок выходят такие произведения искусства, которые будут невозможны в ситуации стабильности. Это риск и колоссальная коллекционерская и инвестиционная перспективная перспектива.

- Что вы ждете от русских торгов? Все лоты уйдут?

- Я не могу об этом говорить, я же не гадалка. Ясно одно, мы рассчитываем на русских покупателей. Именно им будут интересны русские торги.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру