Успеть на поезд – 2020

Экономика образования будет крайне экономной.

13 ноября 2008 в 16:27, просмотров: 765

Экспертный совет думского Комитета по образованию дал прогноз экономического развития образования на 2010-2015 годы.

Что ждет школу?

В ближайшие годы сроки общего образования могут удлиниться — современные технологии, по мнению директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при российском правительстве Татьяны Клячко, “требуют более взрослых и социально ответственных кадров”.

Бюджетное финансирование школы сохранится, но пойдет либо “в обмен на обязательства” продвигать реформы, либо как поощрение лидеров и только на конкурсной основе. В повестке дня и смешанное финансирование образования, в том числе с участием родителей. По мнению зампредседателя экспертного совета Марка Мусарского, “а финальная модель уже сложилась в системе детских дошкольных учреждений: регион финансирует образовательную программу, муниципалитет — материальную базу, а родители — социальные расходы”.

Система нормативно-подушевого финансирования тоже сохранится, но тоже изменится: как оказалось на практике, она несовместима с другим магистральным направлением реформы — модульной системой образования, позволяющей учащимся изучать разные предметы в разных учебных заведениях. А это значит, что одно из них придется менять.

Система профессионального образования изменится еще сильнее: вузов станет меньше, но они будут крупнее, а часть их функций перейдет в систему среднего профобразования. Сейчас у нас “слишком много вузов, — заявила завотделом Рособразования Вера Гринько, — каждый 20-й гражданин России — студент. Более 50% выпускников вузов не находят работу по специальности и пополняют армию недовольных судьбой и властью”. Сокращать поголовье недовольных власти будут, сокращая численность “избыточных” вузов (в Минобрнауки убеждены, что демографическая ситуация это позволяет). Кое-где сольют несколько региональных вузов в один, а кое-где проведут вертикальную интеграцию, т.е. объединят вуз с техникумом или даже с ПТУ. Ликвидация филиалов станет всеобщей — те, где учатся менее 500 студентов, не уцелеют. В результате из элитных останутся только федеральные и национальные исследовательские университеты. В группу середников войдут академии и региональные университеты, образовавшиеся путем слияния. Все прочие составят группу третьего сорта, уделом которой останется лишь подготовка бакалавров.

Конкурировать с ними в этом будут колледжи. Им, сообщила Гринько, доверят готовить бакалавров технического профиля по некоторым предметам. Ставка на техникумы и ПТУ вообще становится ключевым направлением развития профобразования до 2015 года. Причем государство возьмет на себя лишь половину затрат по их развитию. Вторая перекладывается на частный бизнес и регионы. Помимо выпуска бакалавров, колледжи станут ведущими центрами непрерывного образования и переподготовки кадров. Этот вид образования будет усиленно поощряться, а вот получить высшее или даже среднее профобразование за счет бюджета станет труднее. Проект контрольных цифр приема, т.е. госзаказ на подготовку кадров, отныне в обязательном порядке будут утверждать местные органы по труду и занятости и, главное, региональные объединения работодателей (соответствующее распоряжение Минобрнауки вот-вот будет готово). А уж бизнесмены-то в основном нуждаются в специалистах низшей категории — выпускниках ПТУ.

Многие нюансы в окончательную картину внесет экономический кризис, настигший Россию. Но, как бы там ни было, по словам Татьяны Клячко, “поезд — 2020 уже пришел на станцию “Образование”: дети, которые сядут за парты в 2009 году, закончат школу как раз в 2020”.



Партнеры