Российская школа не готова переходить на новый образовательный стандарт

В стране нет ни учителей, способных по нему учить, ни подходящей системы оценки знаний, ни соответствующего школьного пространства.

14 ноября 2008 в 17:15, просмотров: 1036

Тем не менее, в младших классах всех российских школ новый общеобразовательный стандарт введут в 2010 году, а в средней (с 5-го класса) – в 2011 году. 

Ключевым направлением создания «Нашей новой школы», проанонсированного в президентском послании парламенту, является внедрение новых образовательных стандартов. Отсюда и недовольство Дмитрия Медведева тем, что работа над ними «неоправданно затянулась». На самом же деле все обстоит сложнее. Главным препятствием для запуска принципиально новой системы обучения школьников является не отсутствие стандартов, а их несоответствие сегодняшним образовательным реалиям. Причем несоответствие принципиальное. 

Первым возникает вопрос, кто будет учить детей по-новому. Ответ главы группы разработчиков новых стандартов Александра Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения». Однако в России, если называть вещи своими именами, таких педагогов, за редчайшим исключением, нет: наше педобразование, созданное 80 лет назад и подстроенное под прежнюю систему, требованиям сегодняшней не отвечает, и, по словам Кондакова, «реформированию поддается слабо». Таким образом, единственный выход получить принципиально нового учителя – выстроить систему педобразования с нуля. А на это потребуется не один год – пока у нас нет даже стандартов нового педагогического образования, не говоря об их практическом применении. 

Единственный выход – ускоренная переподготовка тех учителей, что уже есть. В 2007-2008 учебном году разработчики стандарта даже подготовили для них специальный курс повышения квалификации. Тем не менее, принципиального решения вопроса он не даст. «Чтобы воспитывать поколения среднего класса (к 2020 году его численность должна достичь 50% населения страны), учитель должен принадлежать к нему сам. А у нас значительная часть учителей младших классов и чуть ли не большинство воспитателей детских садов не имеют высшего педагогического образования», – подчеркнул Кондаков. 

Момент этот отнюдь не формальный. Образовательный стандарт второго поколения не предполагает накачки школьников знаниями путем пересказа учебников. Новый стандарт, по словам разработчиков, превращается в «творческий процесс, который раньше вели лишь лучшие, наиболее передовые представители отечественной педагогики, а теперь ставший массовым». 

Справятся ли с этим учителя – большой вопрос (апробация новых стандартов прошла пока на уровне экспертов, фактически не дойдя до школы). Пока, да и то выборочно, удалось проверить лишь умение и готовность первоклассников применять на практике полученные знания. Дети, рассказала «МК» завкафедрой дошкольного и начального образования института развития образования Омской области Татьяна Тишина, «рассевшись попарно, должны были договориться и нарисовать одинаковые варежки, показав тем самым свои коммуникативные способности». Как будет реализовываться новый образовательный стандарт в старших классах, например, при изучении математики – неизвестно. 

Непонятно, и как привязать новый стандарт к существующей системе оценок. В теории, оценивать по новому стандарту должны не то, чего ребенок не знает, а то, что он знает. То есть вместо классического: «Садись, два!», учитель должен говорить что-то вроде: «Здесь у тебя пробел, но зато ты знаешь то-то и то-то». Однако на практике система наших оценок к этой методике совсем не подходит: нельзя же, в самом деле, поставить ребенку «пятерку» по истории, которой он не выучил, но зато хорошо знает английский. Что же касается ЕГЭ, официально объявленного главным критерием оценки знаний школьников, то он с новым стандартом, по словам Кондакова, «не склеивается вовсе, поскольку это массовая унификация предметного знания», от которой новый стандарт пытается уйти. «Большего урона образованию, чем нынешний вариант ЕГЭ, нанести было нельзя», – убежден он. 

О такой проблеме, как несоответствие большинства школ условиям образования, предписываемым новым стандартом, и говорить не приходится – первое совещание по новому проекту типового школьного здания, также упомянутого президентом, прошло лишь 13 ноября. Таким образом, переход нашей школы на новый стандарт в обозримом будущем невозможен. Это случится, только если чиновники возьмут под козырек и предпочтут не сделать дело, а отчитаться в его выполнении перед вышестоящим начальством.





Партнеры