Cтанет ли ЕГЭ единым?

Судьбу госэкзамена для выпускников решали в Совете Федерации.

Надвигающееся введение ЕГЭ активизировало его противников. Глава Совета Федерации Сергей Миронов провел специальное совещание, о результатах которого пообещал проинформировать президента. Ничего приятного тот не услышит.

По мнению чиновников, “ЕГЭ состоялся”. По словам директора Департамента госполитики Минобрнауки Игоря Реморенко, ЕГЭ обеспечивает преемственность школьного и высшего образования, удерживает детей в школе и позволяет объективно оценивать их знания. Кроме того, в Минобрнауки признают за ЕГЭ сомнительную заслугу в “сокращении разрыва между сильными и слабыми учащимися”, а, главное, считают ЕГЭ фактором роста доступности высшего образования. Таким образом, подытожил он, введение ЕГ в штатный режим с 1 января 2009 года пойдет на пользу отечественному образованию. Участники совещания с ним не согласились: “Вот так и происходит убаюкивание президента и премьера”, — заявил Сергей Миронов. “Я категорически не приемлю введение ЕГ в обязательном порядке в будущем году. Мы делаем стратегическую ошибку”, — подчеркнул он.

По мнению участников совещания, небольшие плюсы, которые принес ЕГЭ, несопоставимы по масштабу с минусами, которыми он чреват. Прежде всего, подчеркнул Миронов, ЕГЭ не позволит построить конкурентоспособное государство: “Натаскивание на тесты лишит нас такой возможности”, — заявил он. Несостоятельна, по его мнению, и идея превратить ЕГЭ в универсальный пропуск во все вузы. На деле, по словам Миронова, этого не произошло: “Идет социальная дифференциация”, — подчеркнул он. Не покончил ЕГЭ и с коррупцией в образовании. Просто она, отметил председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науки Хусейн Чеченов, “переместилась из вузов в 15 тысяч центров по сдаче ЕГ”. Дополнительную проблему создает повышенная сложность экзаменов в виде ЕГЭ. При этом детям, получившим неудовлетворительную оценку, закрывается дорога в вуз. И это в то время, когда “двойка” по ЕГЭ не обязательно означает отсутствие знаний. Особенно острой эта проблема становится в условиях надвигающегося кризиса, отметил Чеченов.

Наконец, ЕГЭ начал выходить за отведенные ему рамки — а именно, заявил ректор Института открытого образования Алексей Семенов, “стал играть роль образовательного стандарта, то есть определять содержание и форму обучения. ЕГЭ становится технологией массовой школы”, — подчеркнул он. Причем такой, при которой дети теряют навык письма и устного общения. Прогноз Семенова неутешителен: негативные последствия ЕГ будут расти (скачок, по его оценке, произойдет уже в 2009 году, когда учителя полностью переключатся с обучения на подготовку к ЕГЭ, а школьники “начнут жульничать” в возрастающих масштабах), а позитив будет сглаживаться.

По итогам совещания было принято решение, где отмечаются и другие аспекты, беспокоящие общество в связи с переходом ЕГ в штатный режим. Прежде всего, это излишняя стандартизация системы оценки знаний, а также снижение уровня образования как следствия подготовки к ЕГЭ. Кроме того, участники совещания связали ЕГЭ со снижением авторитета учителя, как ключевой фигуры в образовательном процессе и превращении его в репетитора. Порочной представляется и тестовая форма ЕГЭ, особенно по гуманитарным предметам, а попытки использования ЕГЭ для внешней оценки качества работы учителя и учебного заведения в целом, подчеркивается в решении, неизбежно приведет к искажению и завышению реальных показателей.

Сказанное не означает, что общественность полностью отвергают идею ЕГЭ. Напротив, участники совещания признали, что единый госэкзамен вполне можно использовать как форму аттестации в ходе школьного обучения. Однако, подчеркивают они, ЕГЭ не может и не должен быть обязательной и единственно возможной формой испытаний. В этой связи, предлагается внести поправку в закон о ЕГЭ, и тем самым лишить единый госэкзамен обязательности и исключительности.

“Я не считаю, что с принятием закона об обязательном ЕГЭ мы проиграли (мы — не противники ЕГЭ, а страна и наши дети), — заявил Сергей Миронов. — Надеюсь, здравый смысл возобладает над стремлением чиновников защитить чистоту мундира”.

По итогам совещания Миронов пообещал создать "независимую комиссию по оценке 7-летнего эксперимента с ЕГЭ», которую он сам и возглавит. В нее войдут по четыре представителя от всех федеральных округов, Госдумы, Минобрнауки, РАО и четыре «Учителя года». Правда, с решением им стоит поторопиться, ведь до повсеместного введения ЕГЭ осталось 1,5 месяца

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру