Вход и выход

Почему Московская Хельсинкская группа не участвует в Конгрессе НПО?

4 декабря в Пензе открылся третий региональный  Конгресс неправительственных организаций стран  Восточной Европы. Он проводится под эгидой Совета  Европы, и в нем принимают участие делегаты из России,  Украины, Польши, Белоруссии и других стран. Однако, как выяснилось, от участия в конгрессе отказалась Московская Хельсинкская группа. В причинах конфликта попытался разобраться корреспондент “МК”.

Пять лет назад Совет Европы принял решение: для становления гражданского общества в странах Восточной Европы надо проводить региональные Конгрессы НПО.  Они, по мнению инициаторов новшества, нужны “для обсуждения актуальных проблем в области гражданского участия в строительстве и консолидации демократии”.

 Два мероприятия уже состоялись — в Варшаве (2005 год) и Киеве (2007-й). Очередной, третий по счету Конгресс пройдет с 4 по 7 декабря в Пензе. Но перед самым его открытием руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева с рядом своих соратников отказалась принимать участие в мероприятии.

Причина такого поступка была озвучена на специально созванной для этого пресс-конференции — организатором с российской стороны Совет Европы выбрал не МХГ, а комиссию Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества.

Этой пресс-конференции предшествовали весьма занимательные события. В начале октября Алексеева, по выражению руководителя Центра развития демократии Юрия Джибладзе “как глас народа”, направила обеспокоенное письмо в Совет Европы, хотя на тот момент она еще не была официально приглашена на Конгресс. “Я обратила внимание [европейцев] на то, что, как говорится, слона-то я и не заметил. Слон стал заметен после слоновьего письма в эту организацию”, — по убеждению Алексеевой, это “уже ненормально”.

После такого публично озвученного намека президенту Конференции Международных неправительственных организаций Совета Европы Аннелиз Ошгер, понятное дело, не оставалось ничего другого, как обратиться с открытым письмом к лидеру Московской Хельсинкской группы. “Гражданская” комиссия Совфеда, созданная в этом году, — интересный партнер для Совета Европы, поскольку, гласит письмо Ошгер, “мы можем содействовать формированию ее понимания проблем гражданского общества с самого начала… за последние недели мы поняли, что уже сама подготовка к Конгрессу является конструктивным процессом”.

Однако это письмо вряд ли повлияет на решение г-жи Алексеевой. Ведь ранее даже приезд Аннелиз Ошгер в Москву со специальной миссией уговорить руководителя МХГ не принимать столь поспешных решений в конечном итоге ни к чему не привел. Поначалу даже Алексеева принимала самое активное участие в его работе. Практически все предложения Алексеевой рассматривались и утверждались, но некоторые не могли быть приняты в силу объективных причин. В частности, Людмила Михайловна предложила изменить название и формат мероприятия — переименовать его в форум или совещание. Но сделать это не представлялось возможным, потому что в России было заявлено проведение именно Конгресса НПО, а не встречи с политиками по интересам.

“Региональные конгрессы, проводимые Конференцией, не имеют фиксированного формата, — указала в своем письме Ошгер. — Однако у них есть четкая цель — содействовать развитию принципов Совета Европы: права человека, демократия и верховенство права через развитие гражданского общества”. Ошгер подчеркивает: в каждой стране, где проводится Конгресс, “мы принимаем ту ситуацию, которая сложилась в стране” и, исходя из нее, “стараемся понять, как можно мобилизовать наибольший потенциал позитивных изменений”. Однако позиция Совета Европы для г-жи Алексеевой не указ: “Мы определяем те темы, которые будут освещаться на Конгрессе, и состав его участников”.

Аннелиз Ошгер сожалеет, что МХГ “решила более не содействовать проведению Конгресса”, тогда как иностранные участники “очень хотят приехать в Пензу, встретиться с представителями российских НКО. Начало таких горизонтальных связей на годы вперед будет содействовать преодолению некоторых стереотипов, поможет российскому гражданскому обществу интегрироваться в европейское”.

В Конгрессе, кстати, принимают участие более 250 различных общественных организаций из 20 стран Европы. Половина из них — российские НПО. И всех их, рассказывает входящий в оргкомитет ответсек Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова, “наши коллеги обозвали “официальными общественниками” только из-за собственных детских обид, из-за того, что Совет Европы предпочел им комиссию Совфеда”. Также Мельникова считает абсурдным и нереальным то, что НПО не должны сотрудничать с властью, как уверены в этом “обиженные коллеги”.

 Помимо этого, далеко не все наши НПО разделяют точку зрения Алексеевой, что Совет Европы “прогнулся” при выборе тем Конгресса. Официально МХГ покинула мероприятие еще и потому, что на Конгрессе якобы не будут обсуждаться события в Южной Осетии. “На Конгрессе будут работать три секции, и каждый из тех, кому есть, что сказать, сможет высказаться”, — парировала директор филиала Международного центра некоммерческого права в России Дарья Милославская. На случай, если кому-то этого покажется мало, оргкомитет специально “выделил один день для обсуждения тем вне программы, где можно обсудить и преодоление последствий региональных конфликтов, и последствий финансового кризиса”.   

Людмила Алексеева и ее сторонники все равно не приедут в Пензу. Очень жаль, ведь таким образом они лишили сами себя уникальной возможности напрямую пообщаться с политическими и общественными лидерами нашей страны и высказать им то, что думают о состоянии гражданского общества в России, открыто обсудить наиболее острые проблемы нашего государства, отстоять свою точку зрения. Зато этим шансом воспользовались сотни других НПО. У того же Международного центра некоммерческого права вообще не было сомнений, участвовать или не участвовать в Конгрессе. “У меня и моих коллег будет возможность поговорить о законодательстве по НКО. Любую площадку, где можно обсуждать эти темы, нужно использовать”, — удивляется Милославская такому решению МХГ.

Под занавес пресс-конференции Алексеева напомнила, что “журналистам нужны информационные поводы, потому их нужно создавать”. И вот это у лидеров МХГ получается хорошо, только таким способом зрелое гражданское общество в России, как нам кажется, не построить.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру