Обманули по-щвейцарски

Мелкий обман за большие проценты.

3 декабря 2008 в 14:20, просмотров: 368

Написать эту статью меня побудило сложное чувство. Точнее, смесь двух чувств — обиды и ощущения дежавю, когда стиль общения швейцарского банка с мировым именем навеял образ советской торговли.  

Кто не помнит или не знает, поясняю: в советской торговле клиент за все отвечает сам — за брак проданного товара, хамство и некомпетентность продавца и т.д. Но фирменный стиль самого бренда «Советская торговля» — перекладывание ответственности с продавца на покупателя. А слоган в крылатой фразе: «Куда же ты смотрел, когда покупал?». Не правда ли, лозунг иезуитов?

Нам, пожившим и при «социализме с человеческим лицом», и при «развитом социализме», и просто при социализме, хорошо известен этот тезис. Надо постоянно быть начеку, чувствовать себя участником боевых действий и постоянно задумываться — где и как тебя нахлобучат.

Справедливости ради отмечу, что глобальное противостояние с государством, а точнее — с кланом людей, представляющих торговлю, воспитывало в населении высокие морально-боевые качества. А именно — изворотливый ум, постоянную потребность в самообразовании, дабы бороться с хамским отношением грамотно: со знанием предмета и закона.

Как мы были счастливы, когда распахнулись ворота западного мира — мы почувствовали ласкающее влияние гуманного, справедливого и цивилизованного отношения к людям. Однако новые ощущения притупляются, эйфория проходит.

Думаю, многие вспомнят случаи, как советская торговля — «ты куда сам смотрел?» — приживается и на их, «западных, цивилизованных», рынках. В моем деле это особенно ярко проявилось в связи с финансовым кризисом.

Не могу не поделиться с аудиторией своими впечатлениями и выводами, тем более что уверен — многим это будет полезно. Почти 15 лет назад я стал клиентом первоклассного швейцарского банка, занимающегося прайвет банкингом — управлением частными инвестициями в ценные бумаги.

В конце 80-х я открыл свой бизнес в России. А в 94-м — счет в швейцарском банке. Потихоньку формировал свой пенсионный фонд. Главная задача — сохранить деньги и удержать доходность на уровне чуть выше общемировой инфляции.

Помню, в середине 90-х в банке был скандал, закончившийся увольнением или даже уголовным преследованием — точно не помню — двух сотрудников, которые без согласования играли на бирже деньгами клиентов. Какое же было изумление, когда моим товарищам банк выплатил значительную компенсацию за моральный вред от действий сотрудников. Причем выплатили по собственной инициативе!

Как не верить после этого в высокие стандарты западных деловых отношений и нравственных устоев? Но времена меняются! Быть честным и самокритичным не выгодно — правда, в краткосрочной перспективе.

Несколько лет назад произошло слияние с другим банком, и теперь эта организация называется Clariden Leu. Как мы знаем, в конкурентной борьбе и карьерной схватке побеждает не самый умный и интеллигентный, а самый сильный — тот, кто вытолкнет всех лишних из гнезда, как птенец кукушки.

Так было и в нашем случае: большая часть сотрудников «русского» отдела покинула банк. Но мы здесь были клиентами много лет и считали, что преемственность в отношениях — фундамент швейцарского банковского дела. Увы! Пришла беда. То есть финансовый кризис.

Великие западные умы, дайте немому сказать! Создается впечатление, что весь кризис — вами же созданная ситуация. И началось из-за того, что крупные спекулянты, хеджфонды, «уронили» устойчиво работающих эмитентов из-за кем-то когда-то придуманного правила — все продать в конце отчетного финансового периода.

А дальше сработал принцип домино: падает одна фишка — сыпятся все. А может, гибче относится к правилам, если это спасет от тяжелых последствий? Внятно ответить никто не ответит. Кто придумал систему, которая может дестабилизировать сама себя?

Для нас хуже другое. Мы же уверовали, что о нас думают, заботятся, опекают. И тут — правильно — «звонок счастья — маржин колл» из банка. Поясняют ситуацию: «Извиняйте, дорогой товарищ, мы тут посидели, подумали и решили: слабенькие у вас активы для нашего кредита».

Ты им: «Помилуйте, вы мне две недели назад его выдали под эти самые активы, да рекомендация банка вашего по этим самым «слабеньким» активам — покупать стоит. Как же так?» А в ответ — правильно поняли: «А вы-то куда смотрели?!»

О, боги! Страшный образ советской торговли замаячил перед глазами! То есть все эти аналитики швейцарского банка за две недели до резкого падения котировок об этом даже не подозревали?! Или подозревали, но им важнее заработать свою комиссию в данный момент, а не предостеречь клиента?

А где ответственность банка за агрессивную политику предоставления кредитов под развивающиеся рынки? Да о чем это вы! Более того, будете смеяться, но мы заплатили еще и штрафы за досрочное погашение кредитов. Хорошо, деньги были, да друзья помогли — а так бы тю-тю мой пенсионный фонд.

Мораль сей басни такова: принцип советской торговли — за все ответит клиент — шагает по планете. Будьте бдительны, не питайте иллюзий! Заботьтесь сами о своих деньгах!



    Партнеры