«Ростелеком»: «Мы становимся еще более рыночной компанией»

О том, как можно успешно утвердиться на рынке дальней связи, «ДЛ» рассказал директор департамента продуктов и маркетинга ОАО «Ростелеком» Родион Левочка

16 декабря 2008 в 15:33, просмотров: 264

«ДЛ»: Скоро исполнится три года либерализации рынка дальней связи. Как компания освоилась в новых условиях?

Р.Л.: Думаю, неплохо. Мы постепенно становимся еще более рыночной компанией – прозрачной, конкурентоспособной. Наши главные плюсы никуда не делись. Мы по-прежнему гордимся и своей сетью, и высоким уровнем ее эксплуатации и обслуживания. Это обусловлено тем, что «Ростелеком», как и раньше, несет помимо прочего и стратегическую, и социальную нагрузку, а следовательно, обязан всегда предоставлять максимальное качество связи и безупречный уровень надежности сети.

Конечно, мы пока что регулируемый оператор и несколько менее свободны в своей тарифной политике, чем, например, многие другие операторы, как фиксированные, так и сотовые. Скажем, мы не можем предложить фантастические для потребителя условия по одним направлениям звонков, чтобы субсидировать их за счет других направлений (а все фантастические предложения обычно именно так и формируются). Однако мы все равно находим возможность конкурировать и в тарифах, предлагая выгодные нишевые тарифы. Просто снижать цены на все подряд – это уже неактуально.

«ДЛ»: Планируете ли вы существенное перераспределение рынка дальней связи в связи с усилением новых операторов?

Р.Л.: Некоторое перераспределение, конечно, неизбежно. Сейчас мы занимаем около 84% рынка дальней связи – это если считать только фиксированную дальнюю связь, без учета услуг межгорода сотовых операторов. Скорее всего, снижение нашей доли произойдет. Однако мы обладаем солидными конкурентными преимуществами и довольно активны на рынке, развивая и продвигая все новые сервисы, совершенствуя старые. Все это позволяет уверенно заявлять о намерении сохранить за собой в перспективе не менее 60% рынка.

«ДЛ»: Чем вы планируете заместить доходы от дальней связи в общей структуре своих доходов?

Р.Л.: Доходами от реализации других видов услуг. Диверсификация – ключевое на сегодня слово. Если сейчас междугородная/международная связь составляет около 60% в структуре наших доходов, то за пять лет мы планируем снижение этой доли до 40% – за счет развития новых видов услуг. Мы работаем над внедрением новых сервисов по каждому из интересующих нас сегментов, будь то крупные корпоративные клиенты федерального масштаба, операторы и сервис-провайдеры или население.

«ДЛ»: По каким направлениям вы развиваете услуги?

Р.Л.: По нескольким. Одно из перспективных направлений – это услуги на базе интеллектуальной сети связи (ИСС). Самая известная из них, услуга «Бесплатный вызов» по коду 8-800, заключается в предоставлении нашему клиенту единого для всех регионов номера с бесплатным для звонящего вызовом. Вне зависимости от того, из какого региона этот звонок поступает. Спрос на эту услугу традиционно характерен для крупных корпораций, имеющих продажи на территории всей страны.

Однако количество таких компаний ограниченно. Поэтому с начала этого года мы реализуем программу продвижения услуги «Бесплатный вызов» в секторе среднего и малого бизнеса, чем, собственно, и обеспечили себе на сегодня определенную стабильность в этом продуктовом сегменте.

Следующим шагом будет адаптация этой услуги для частных лиц. Мы предполагаем, что она может быть интересна как для индивидуального частного предпринимателя, так и для людей, разместивших в средствах массовой информации какие-то объявления или просто ведущих очень активный образ жизни, с большим количеством телефонного трафика.

В этой ситуации человек может выбрать себе единый телефонный номер, который заменит для его абонентов все остальные номера – рабочий, домашний, мобильный. Причем мы планируем, что для использования такой услуги физическому лицу не придется предпринимать каких-то сложных шагов. Зарегистрироваться и выбрать красивый номер можно будет прямо на нашем сайте. Там же можно будет услугу оплатить, определиться с параметрами переадресации  –  в какое время на какие номера переадресовывать поступающие звонки, установить в случае надобности максимальный лимит расходов за месяц.

«ДЛ»: Каков объем рынка услуг на основе ИСС?

Р.Л.: В этом году цифра должна составить  около 2,7 млрд. рублей. А к 2013 году объем рынка, по нашим прогнозам, вырастет без малого втрое – до 7,8 млрд. рублей.

«ДЛ»: Вы заявили об амбициозных планах компании и на рынке интернет-услуг…

Р.Л.: Да. Наиболее сильные позиции у нас сейчас на рынке магистрального Интернета. За два года, прошедшие с момента нашего появления в этом секторе, мы завоевали более 20% рынка и намерены увеличить эту цифру. В течение пяти лет мы прогнозируем увеличение нашей доли на рынке магистрального Интернета до 41%. Этому будет способствовать и тот факт, что в нынешнем году мы увеличили до 100% свой пакет в еще одном крупном магистральном интернет-провайдере – компании «РТКомм.РУ».

«ДЛ»: Зайдет ли речь об оказании интернет-услуг конечным пользователям?

Р.Л.: Пока с конечными пользователями в этой сфере мы имеем дело опосредованно – через локальных операторов. Но планируем выйти и на массовый рынок широкополосного доступа. Сети ШПД мы будем строить в 35 крупнейших городах страны – это планы на ближайшие пять лет. Приоритетным для нас станет предложение высокоскоростных безлимитных тарифов – пока такие услуги предлагаются главным образом в столицах. Кроме того, мы стремимся к пакетированию услуг, предоставлению целого ряда взаимодополняющих услуг с использованием единого лицевого счета нашего клиента. Допустим, это может быть пакет широкополосного доступа плюс междугородная связь, беспроводной доступ и т.д.

Аналогичным образом строятся наши предложения и для корпоративных клиентов. Мы третий год занимаемся строительством VPN – виртуальных частных сетей. И здесь мы тоже стремимся уйти от примитивных услуг по транспортировке трафика к более сложным услугам с добавленной стоимостью, предлагать клиенту интересные пакеты услуг, реализуемых на базе VPN.

Мы можем полностью связать все офисы и представительства компании-клиента, где бы они ни находились  – в разных городах и даже в разных государствах. Для этого все филиалы нашего заказчика  подключаются к корпоративной виртуальной сети, куда встраиваются дополнительные сервисы. Например, такой сервис, как организация распределенной корпоративной голосовой сети. Суть его в том, что сотрудники всех офисов компании включаются в единую систему внутрикорпоративной короткой нумерации. И чтобы дозвониться до коллеги, находящегося за 10 тыс. километров, не требуется использовать какие-то дополнительные услуги связи – достаточно набрать внутренний номер.

При этом к офисным номерам могут быть подключены и те сотрудники, которые пребывают вне офисов, – находящиеся в командировке или отпуске, работающие на дому и так далее. Разумеется, они получают доступ и к корпоративным информационным ресурсам, и к таким традиционным уже сервисам, как корпоративная электронная почта. То есть компания действует как единый организм вне зависимости от физического местоположения своих сотрудников.

Закрепить этот эффект поможет видео-конференц-связь, которая существенно расширяет возможности привлечения к решению вопросов сотрудников, находящихся в других регионах, при этом позволяя существенно сэкономить на командировках. Видеосвязь в режиме телемостов, когда участники с каждой из сторон собираются в специальных студиях, опробована уже многими компаниями. Но мы можем предложить и более интересный вариант, когда видеосвязь проводится в рабочем режиме – через видеотерминалы на рабочих столах.

«ДЛ»: Насколько, по-вашему, высок интерес к этим услугам и каков прогноз их внедрения?

Р.Л.: Интерес есть, и в будущем он будет только расти. Скажем, если сейчас доли VPN и интернет-услуг в структуре наших доходов не превышают 0,4% каждая, то к 2013 году мы прогнозируем их рост до 6,1 и 5,8% соответственно. То есть мы планируем на 2013 год доход от предоставления VPN-услуг около 12 млрд. рублей.     



    Партнеры