Космический экстрим

Детская мечта испытать на себе состояние невесомости и взглянуть на нашу планету свысока превратилась для многих в навязчивую идею.

17 декабря 2008 в 21:22, просмотров: 296

Детская мечта испытать на себе состояние невесомости и взглянуть на нашу планету свысока превратилась для многих в навязчивую идею.

На сегодняшний день экстравагантное космическое путешествие – привилегия сильных мира сего. Сможет ли взлететь ввысь простой смертный? Есть ли будущее у одного из экстремальных видов туризма?

Основоположником новой отрасли в мировой индустрии развлечений под названием «космический туризм» стал американский предприниматель итальянского происхождения Деннис Тито, заплативший за полет ни много ни мало 20 млн. долларов.

По словам управляющего одной из ведущих инвестиционных фирм в Америке, полет в космос стал смыслом жизни для миллионера, начинавшего свою карьеру инженером в Лаборатории двигателей внутреннего сгорания НАСА. 28 апреля 2001 года мечта свершилась, и бывший мальчик из Квинса отправился в недельное путешествие на Международную космическую станцию.

За 7 суток 22 часа 4 минуты и 8 секунд Деннис Тито облетел нашу планету по орбите 128 раз и 6 мая благополучно приземлился на Землю. В результате за каждый виток вокруг Земли туристу пришлось отдать около 150 тыс. долларов.

Путешествие не на миллион

Сегодня путешествие во Вселенную кажется куда более доступным. Так, компания миллиардера сэра Ричарда Брэнсона Virgin Galactic совместно с британской компанией Elegant Resorts предлагает суборбитальное путешествие. Конечно, с орбитальным приключением сравнить это сложно, но четыре минуты в невесомости компания все же обещает. Главное – это цена, которая должна привлечь потенциальных космических туристов. 200 тыс. долларов за билет – в 100 раз меньше суммы, отданной американцем Тито.

На сей космический сервис уже имеется спрос, и немалый. Из 250 человек, забронировавших внеземной тур, 11 россиян. На этом круг желающих ощутить себя настоящими космонавтами не замыкается. В очереди за 250 первыми счастливчиками на сайте агентства Virgin Galactic оставили свои заявки более 85 тыс. человек. «Первая сотня будущих туристов оплатила тур полностью, – пояснил коммерческий директор Virgin Galactic Стивен Аттенборо. – Этих клиентов в компании называют «группой основателей». Места в очереди со 101-го по 500-е определялись в зависимости от внесенного депозита – от 175 до 100 тыс. долларов (остальную сумму туристы должны внести не позднее чем за три месяца до полета). Места с 500-го сейчас бронируются за 20 тыс. долларов».

В стоимость экстравагантной путевки входят трехдневная подготовка на стартовой площадке космодрома Virgin Galactic в Нью-Мексико, а также двухдневная тренировка и проживание в отеле класса люкс.

Надо отметить, что пока ни один из одиннадцати россиян не прошел ни медкомиссию, ни спецподготовку. Время не поджимает – на сегодняшний день космический корабль SpaceShipTwo, на котором туристы и будут бороздить внеземные просторы, готов на 70%. Если учесть еще как минимум 30 тестовых запусков, то датироваться первый пассажирский полет будет в лучшем случае 2011 годом.

Космолеты – в Мохаву, туристов – в Нью-Мексико

Суть суборбитального «прыжка» не так уж и замысловата: требуется лишь самолет-носитель и капсула с двигателями, которая, отсоединившись от самолета на большой высоте, совершала бы полет к нижней границе космоса. Прототипом «транспорта» Virgin Galactic и стали подобные самолет с капсулой – WhiteKnight и SpaceShipOne.

Первый поднимает корабль на высоту в 15 км, где происходит разъединение. Второй, включив ракетный двигатель, продолжает движение еще на 50 м. На остальное расстояние космолет поднимается под воздействием инерции.

Изготовитель суборбитального корабля компания Scaled Composites LLC стал победителем конкурса Ansari X Prize, основным условием которого являлось создание космического корабля, способного дважды в течение двух недель выйти в космическое пространство с тремя пассажирами на борту. В результате Scaled Composites LLC получила приз в 10 млн. долларов, а Ричард Брэнсон – лицензию на технологию SpaceShipOne.

Сейчас SpaceShipOne занимает свое почетное место в музее Smithsonian в Вашингтоне (округ Колумбия). Коммерческий вариант пионера суборбитальных путешествий почти готов. Его самолет-носитель WhiteKnightTwo был выведен из ангара в калифорнийской пустыне Мохава в конце лета и уже совершает экспериментальные полеты.

Туристам остается лишь ждать своего часа, место их дислокации – космопорт в американском штате Нью-Мексико, где им предстоит три дня подготовки перед выходом в открытый космос. Строительство порта началось в 2008 году и обойдется Virgin Galactic и другим инвесторам в 250 млн. долларов.

По словам Стивена Аттенборо, переговоры о возможности строительства площадки под суборбитальные запуски ведутся со Швецией. Но на данном этапе лишь американское законодательство позволяет на практике реализовывать проект поточного коммерческого космического туризма.

72 часа, проведенные с тренировочными капсулами, центрифугами, перезагрузками и медобследованием, – ничто по сравнению с 800 часами подготовки первопроходца Денниса Тито. Щадящие тренировки, бесспорно, удовлетворяют самих туристов и вызывают негодование противников, как они выражаются, «подобной аферы».

Главной причиной недоверия к этому рынку по-прежнему остается баснословная сумма за 4 минуты невесомости. Но есть и вторая, не менее важная – это вопрос о безопасности. Российские космонавты уверяют, что от непредвиденных ситуаций не застрахованы даже они, а тем более обычные туристы, выполняющие полет на новом корабле.

Не дает покоя и обещанная нагрузка в 4 g (четырехкратное увеличение массы тела), а при спуске – 6 g. Трехдневная подготовка к перегрузке в 6 g – срок небольшой. Перегрузка должна прийтись на спину пассажира, поэтому перенести ее будет значительно легче.

Стивен Аттенборо подтверждает, что стопроцентной гарантии никто дать не может. Но организаторы проекта, в свою очередь, обещают принять все зависящие от них меры безопасности. И первым испытывать коммерческий рейс SpaceShipTwo намерен вместе со своими детьми сам основатель компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон.

«Дать возможность космическим туристам почувствовать себя истинными космонавтами при минимальной нагрузке на окружающую среду и при этом на более высоком уровне безопасности в сравнении с тем, что предлагалось до сих пор, – задача не из легких, однако мы уверены, что наша система работает и отвечает самым строгим требованиям и стандартам», – комментирует ситуацию коммерческий директор Virgin Galactic.

Клиентов компании и их родственников будет ждать приятный сюрприз. Провожающим представят возможность проститься и дать напутствия экстремальным путешественникам, тоже оторвавшись от земли. Самолет-носитель WhiteKnightTwo поднимет в воздух космолет с пассажирами и провожающими на обещанную высоту в 15 км. Потом туристы рванут на самом космолете SpaceShipTwo в космос, а их родственники на летающем космодроме спустятся с небес обратно на землю.

Другая привилегия субкосмических смельчаков – отсутствие специального «второго» дна – некоего багажного отсека, необходимого в обычных самолетах, а потому во время невесомости космотуристы смогут беспрепятственно перемещаться в пространстве.

Сливки космоса

Вполне вероятно, что первые сливки снимет именно Ричард Брэнсон, но космический сервис предлагает не только одна Virgin Galactic. Основанная в 1998 году компания с многообещающим названием Space Adventures начала свою деятельность в области космического туризма с предложений частным гражданам выполнить полет на российских реактивных истребителях или совершить «прогулку» на летающей лаборатории «Ил-76».

В 2002 году компания заключила договор с XCOR Aerospace, получив, таким образом, право продажи первых 600 полетов по суборбитальной траектории. Через 4 года планы поменялись, и компания решила изменить технические характеристики аппарата, который будет создаваться на ЭМЗ им. В.М. Мясищева в России.

Ни даты первых полетов, ни степень готовности корабля не установлены, хотя билеты на будущий тур продолжают активно расходиться. Главный конструктор ОКБ им. Мясищева Александр Брук говорит, что конструкторское бюро сейчас разрабатывает космический корабль М-91, который сможет выводить на низкую орбиту 14 пассажиров (против 6 у SpaceShipTwo). По его словам, первые полеты могут начаться уже в 2012 году (против 2010 года у Virgin Galactic).

Более экстравагантные перспективы у компании Bigelow Aerospace, возглавляемой владельцем сети отелей Робертом Бигелоу. В его планах воздвигнуть космический отель на околоземной орбите, разрешение на строительство которого получено от Федеральной администрации по авиации США (FAA) еще в 2004 году.

В июле 2006 года Bigelow Aerospace вывела на орбиту модель Genesis I, а в конце июня 2007 года был осуществлен успешный запуск модуля Genesis II. Заинтересованная в скорейшем открытии гостиницы компания начала переговоры с United Launch Alliance (ULA) о предоставлении ракеты-носителя Atlas 5 для запуска на орбиту частей отеля, а также космических кораблей с обслуживающим персоналом и клиентами. Кроме того, были проведены и переговоры с компанией Lockheed Martin (изготовителем РН Atlas-5) относительно перспективы адаптации этой серии ракет для пилотируемых полетов.

Первые полеты состоятся не ранее 2011 года, а предполагаемая сумма за трехдневное проживание в космосе уже обозначена – около 4 млн. долларов. После выведения на орбиту отель будет совершать оборот вокруг Земли каждые 80 минут, благодаря чему постояльцы смогут наблюдать восход Солнца 15 раз в день.

Космический туризм обещает стать поистине золотой жилой. Примерная оценка стоимости рынка внеземных путешествий – 10 миллиардов долларов в год. Есть предложение (хочешь – орбитальное путешествие, хочешь – суборбитальное, хочешь – оставайся гостить в космосе в апартаментах класса люкс) – есть и спрос. Согласно опросам, проведенным в США, подавляющее большинство американцев готовы оплатить себе космический тур. Чего только стоит количество человек, оставивших свою заявку на сайте Virgin Galactic! Еще одно исследование североамериканского и японского рынков гласит, что потребительский спрос перегрет в ожидании возможностей зарезервировать уик-энд в орбитальном отеле.

Директор по продажам Virgin Galactic подтверждает заинтересованность общества в новой сфере туризма: «Билеты в космос продаются легко. У россиян к этому проекту интерес особенный благодаря успешной истории нации в освоении космоса. Мы почувствовали, что именно сейчас наступило самое подходящее время для поиска туристического агентства, которое стало бы нашим представителем на этом рынке. В результате выбор пал на Elegant Resorts».

В ожидании чуда

К сожалению, большинство компаний отказывается разглашать фамилии покупателей необычных туров в целях их безопасности. Из одиннадцати россиян, забронировавших места на корабле SpaceShipTwo, известны имена лишь шести. Из представителей великой державы первой покорять таким способом космические просторы полетит семья Куценко. Игорь Куценко, президент рекламной компании Orange, говорит, что предстоящий полет – сугубо его инициатива. 34-летний предприниматель еще полтора года назад приобрел билет себе, а заодно прикупил еще три для друга и партнера по бизнесу Сергея Тяглова и родителей, которые не стали противиться путешествию.

Будущий турист заявил, что полет в космос – давняя мечта, которая должна была когда-нибудь осуществиться. «Вот только копить по 30 млн. долларов за полет не пришлось, отделались копеечной суммой в 200 тыс. долларов за человека», – объясняет Игорь. Привилегированному клиенту также забронировали оставшиеся два места в космолете (всего 6–8 мест для пассажиров и 2 – для пилотов), если к моменту полета у Куценко будет пополнение в семействе.

«Мы, как все люди, выросшие в советской стране, мечтали стать космонавтами. Потом это проходит. Но все же желание увидеть Землю остается. И чувство невесомости возбуждает, и чувство опасности – что это может быть гранью, после которой можно не вернуться», – предвкушает суборбитальное путешествие Сергей Тяглов.

Коммерческий рейс предстоит и Тимуру Артемьеву, бывшему совладельцу «Евросети», и его супруге. Тимур признается, что уговаривать благоверную на полет пришлось долго. Женщины в подобного вида развлечениях остаются в меньшинстве. Скучать пара в невесомости не собирается. С хитрой улыбкой на лице Тимур комментирует предстоящий полет: «В каждом путешествии с женой должен быть элемент неожиданности. Надеюсь, мы станем первой семейной парой, побывавшей в космосе».

Остальные фамилии держатся в секрете, но Игорь Куценко с уверенностью заверяет, «что всех их вы знаете не понаслышке». Через пару-тройку лет, когда космолет будет протестирован и готов к коммерческим рейсам, станут известны и оставшиеся имена.

Будущим суборбитальным туристам впервые показали самолет-носитель WhiteKnightTwo в Нью-Мексико, осенью пройдут его интенсивные летные испытания.

В строительство только трех космолетов и двух самолетов-носителей компания вложила уже 100 млн. долларов. «Это даст нам возможность отправить в суборбитальный тур 500 человек за первый год», — отметил Стивен Аттенборо.

В ближайшие десять лет компания собирается организовать полеты примерно для 50 тыс. туристов. Все расходы по созданию флота компания пока что несет самостоятельно. По прогнозам самой Virgin Galactic, когда проект полностью воплотится в реальность, инвесторы не заставят себя ждать, а ставший с первого года прибыльным суборбитальный туризм окупится уже через несколько лет.

В светлом будущем Virgin Galactic собираются совершать подобные рейсы еженедельно, после чего количество полетов может и увеличиться. Отправить 50 тыс. человек в космос за десять лет, провести полет на Марс или как минимум на Луну – таковы задачи Virgin Galactic и Scaled Composites. Ни больше ни меньше.   



Партнеры