Ученые поведали о пище евреев Кавказа

В Дагестане в Махачкале вышла в свет книга «Пища горских евреев Дагестана (XIX - начало XX вв.)". Автор - Рамазанов.З.

25 декабря 2008 в 15:08, просмотров: 659

Как сообщает РИА "Дагестан", историко-этнографическое исследование, посвящено традиционной пище - одному из наиболее важных компонентов традиционной бытовой культуры горских евреев Дагестана. Книга написана на основе богатого полевого, архивного и литературного материала. Монография рассчитана для этнографов, историков, читателей, интересующихся историей и культурой народов Дагестана.

Научное исследование издано при содействии Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства.

Предлагаемая работа посвящена пище горских евреев Дагестана. Здесь же вкратце рассматриваются хозяйственно-культурные типы, распространенные среди этого народа. В исследовании описана пища горских евреев в основном в том виде, в каком она была на рубеже ХIХ-ХХ в.в. почти повсюду.

Горские евреи - одна из этнических групп евреев Кавказа, формирование которой происходило на территории Дагестана и Северного Азербайджана. Значительная часть горских евреев под влиянием политико-идеологических причин, в том числе проявлений антисемитизма, примерно с конца 1930-х годов и особенно активно с конца 1960-х начала 1970-х годов стала называть себя татами, основываясь на том, что они говорят на татском языке. Этот процесс «татизации», поддержанный официальными властями Дагестана, по сути своей сводился к «деиудизации» и привел к искусственному, формальному разделению этого этноса на горских евреев и татов. Сами горские евреи считают, что предки евреев пришли на Кавказ из Персии, а значит, принадлежали к одной из ветвей вавилонской диаспоры.

За пределами Дагестана горские евреи живут в Азербайджане (города Куба, Баку, Шемаха, селения Красная Слобода, Варташен, Мюджи), в Кабардино-Балкарии (г. Нальчик), в Северной Осетии - Алании (города Владикавказ, Моздок), а также в Москве, Санкт-Петербурге, Пятигорске и других городах России. В исследуемый период горские евреи проживали: в городах Дербент, Петровск, Темир-Хан-Шура, а также в населенных пунктах Тарки, Чир-юрт, Султан-Янгиюрт, Бойнак, Губден, Доргели, Карабудахкент, Дешлагар, Маджалис, Рукел, Мугатыр, Гемейды, Янш-конт, Нютюг, Нюгди-Мюшкюр, Хашманзил, Аглаби, Ханчелкала, Мампач, Арг, Карчаи, Джарах.

Горские евреи - представители среднеазиатского типа большой европеоидной расы с примесью элементов кавкасионского типа. Они говорят на северокавказском (или еврейско-татском) диалекте татского (правильнее средне-персидского) языка, входящего в состав западноиранской подгруппы иранской группы индоевропейской языковой семьи.

Один из основных компонентов суперстратного пласта в системе питания горских евреев - это блюда, которые в своем формировании не столько с данными хозяйственно-культурного типа, сколько с переднеазиатской историко-этнографической областью, так как у нас есть все основания считать, что Дагестан, входящий в переднеазиатско-кавказский регион первоначального сложения производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства был охвачен сложившейся в этом регионе общей двуединой зерно-молочной моделью питания. Из продуктов в этом компоненте необходимо, прежде всего, отметить рис, затем различные привозные пряности, а из блюд  - более сложные, приготовленные из компонентов, как из основного пласта системы питания, так и из привнесенных извне.



    Партнеры