Найдены останки неизвестного пернатого динозавра

Обнаруженная в Китае окаменелость примитивного «пернатого» динозавра позволяет ученым усовершенствовать модель представления о том, как динозавры развились в современных птиц.

«Пернатый» динозавр, возможно, жил в конце юрского периода, который длился с 208 до 144 миллионов лет назад.

«Исследования показали, что этот динозавр являлся более примитивным существом, чем всем известный Археоптерикс», - сказал палеонтолог Ксу Ксинг из бейджинского Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии. Археоптерикс считается древнейшим из известных видов «птиц», обитавших на планете 150 миллионов лет назад.

Эта протоптица «очень близка» к эволюционной «точке расхождения», после которой появляется новая ветвь «пернатых»(«крылатых») динозавров, отметил Ксинг.

Новооткрытый вид назвали Anchiornis huxleyi. Он был обнаружен на северо-востоке Китая в пепле вулканов, действоваших в течение Юрского и Мелового периодов (144-65 млн лет назад).

Anchiornis, что по-гречески значит "близкий к птице" («похожий на птицу»), имел длину 34 сантиметра от головы до хвоста, а весил приблизительно 110 граммов.

Тело этого динозавра и передние конечности были покрыты перьями, и это "возможно, придавало этому существу небольшую способность к полету", предположил азиатский палеонтолог.

Anchiornis huxleyi - один из самых небольших тероподов, когда-либо открытых учеными, объяснил Ксинг. Они были плотоядными динозаврами и перемещались на двух лапах.

Окаменелость дает новые знания о том, как перья, крылья и, следовательно, способность к  полету, прогрессировали среди тероподов, наряду со свидетельством о том, что определенные типы пернатых динозавров уменьшились в размерах, зато их передние конечности стали удлиненными.

«Компактная» структура Anchiornis подкрепляет наше предположение, что небольшой размер в эволюции птиц – раннее явление, сказал Ксу Ксинг.