Польская неожиданность

В Качиньского стреляли “слепые снайперы”

Тбилиси обвиняет Россию в покушении на главу государства — члена Евросоюза и НАТО. Вечером в воскресенье около границы с Южной Осетией якобы был обстрелян кортеж, в котором помимо Михаила Саакашвили находился президент Польши Лех Качиньский. Российский МИД говорит о провокации.

Но винить здесь Москве некого, кроме себя: незавершенность операции по принуждению Грузии к миру, непродуманный вывод войск из буферных зон, отсутствие четких договоренностей со странами ЕС в ближайшее время неизбежно приведет к новым попыткам реванша со стороны Тбилиси.

По словам Саакашвили, произошедшее должно продемонстрировать европейским политикам, как Россия “беззастенчиво нарушает достигнутые при посредничестве Европы договоренности о прекращении огня между Москвой и Тбилиси”.

Прибыв в Грузию для участия в торжествах, посвященных пятой годовщине “революции роз”, президент Польши прямо из аэропорта отправился в лагерь беженцев в Каспском районе. Когда кортеж доехал до российского поста, с его стороны якобы раздались выстрелы. Сам Качиньский утверждает, что услышал очереди из автоматического оружия примерно в 30 метрах от своего лимузина, но не может сказать, были это выстрелы по кортежу или же в воздух.

Впрочем, по возвращении в Варшаву Качиньский попросил никого не винить в инциденте, так как маршрут, по которому ехал его кортеж, был изменен по его просьбе. Лидер Польши признался, что его целью были не беженцы, а именно российские войска: он поехал в сторону Южной Осетии, чтобы убедиться в том, что русские находятся в тех местах, которые охвачены мирным планом, — “их там не должно быть”.

Российские военные и власти Южной Осетии отрицают факт стрельбы по кортежу. Председатель комитета госбезопасности Южной Осетии Борис Аттоев сообщил, что южноосетинские пограничники не пропустили на территорию Южной Осетии кортеж грузинского и польского президентов, который примерно в 17.40 попытался нарушить границу Южной Осетии и въехать на территорию Ленингорского района, однако по кортежу никто не стрелял. Инцидент произошел у пограничного поста около села Масабруни Ленингорского района Южной Осетии.

Напомним, что Тбилиси считает Ленингорский (Ахалгорский) район своим и добивается вывода оттуда российских войск. До августовской войны этот район оставался под контролем Грузии, однако до распада Союза входил в состав Юго-Осетинской автономной области. А Россия признала Южную Осетию в старых административных границах. Так что российские военные, с точки зрения Москвы и Цхинвала, имеют полное право там находиться.

О том, что инцидент смахивает на заранее спланированную провокацию, заявил даже репортер польского телеканала TVN 24 Войцех Бояновски, который ехал в колонне. По его словам, автомобиль с журналистами почему-то ехал во главе колонны, а не в хвосте, как обычно. А перед инцидентом водитель быстро пропустил вперед другие автомобили. Кроме того, на месте “обстрела” как-то очень уж кстати оказались и грузинские журналисты.

До войны аналогичные инциденты с предварительным подвозом прессы случались в Грузии регулярно. Достаточно вспомнить село Ганмухури близ границы с Абхазией, где в октябре прошлого года около “патриотического лагеря” произошло столкновение между грузинскими полицейскими и российскими миротворцами. Как свидетельствуют местные жители, журналистка телеканала “Рустави-2” прибыла в село ранним утром того дня, задолго до происшествия.

Или инцидент с якобы “бомбардировкой” российской авиацией села Цителубани — по мнению военных экспертов, фрагменты “российской” ракеты, якобы упавшей на село, были привезены и разложены на месте заранее. Воскресный инцидент показал, что Саакашвили вновь возвращается к хорошо им освоенной тактике провокаций.

Самое удивительное в этой истории — это реакция Москвы, которую Саакашвили, похоже, опять застал врасплох. Господа, а чего же вы еще ждали? Что Тбилиси изменит свою политику? Этого не будет никогда, во всяком случае, при нынешней власти. Теперь на границах новых государств при благосклонном внимании наблюдателей ЕС последует целая серия провокаций — в присутствии телекамер, с последующими выступлениями в ООН, с обвинениями России в нарушении плана Медведева—Саркози. Думать надо было раньше: когда выводили войска из буферных зон, не оговорив при этом четко механизм контроля за действиями Тбилиси, не договорившись ни о полной демилитаризации Грузии, ни о зонах ответственности наблюдателей ЕС.

Марина ПЕРЕВОЗКИНА.

* * *

Как показали недавние социологические опросы, 67% польских граждан критикуют Качиньского. И больше всего поляки недовольны “конфликтными ситуациями”, в которых участвует или которые инициирует глава страны. В основном это касается внутренних польских дел. Но Качиньский испытывает слабость к конфликтам и за пределами Польши. В воскресенье ему пришлось понюхать пороху в Грузии.

— Мы услышали пулеметные залпы примерно в 30 метрах от того места, где я был, — цитирует польское информагентство PAP Леха Качиньского.

После того как раздались выстрелы, Качиньский, по его словам, действовал следующим образом: “Сначала я присмотрелся к этому, чтобы понять, что происходит. Потом подошел к президенту Саакашвили, и мы пошли медленным шагом, переменили машины”.

Позже глава Польши сказал на пресс-конференции: “Я обращаюсь отсюда к моим друзьям по Европейскому союзу сделать правильные выводы из этого события, пока не стало слишком поздно... Я не жалею, что отправился по этой темной дороге”. Кто, в кого и зачем стрелял — неважно. Главное — у Качиньского есть стойкие убеждения: “Оккупанты XXI века, которые не имеют ни законного, ни морального, ни какого-либо другого права находиться здесь и притеснять мирных жителей, расположились в самом сердце Грузии”.

Глава российского МИДа отреагировал на обвинения со стороны Тбилиси довольно эмоционально: “Когда президента приглашают на некий праздник в город Тбилиси, а потом сажают на машину и везут в другое государство, разве это не провокация? Никакой стрельбы с наших позиций, а также с позиций южноосетинских войск не велось”.

— Не удалось установить, кто стрелял — осетины ли, русские ли. Вероятно, это были предупредительные выстрелы в воздух, — цитирует польское издание Rzeczpospolita замминистра иностранных дел Польши Анджея Кремера, находившегося в президентской колонне. Хоть дело и дошло до серьезного дипломатического инцидента, Польша не совсем представляет, как реагировать. “Не будем же мы заявлять протест властям Южной Осетии, которые мы не признаем”, — сказал Кремер.

А спикер польского сейма Бронислав Коморовский сказал прессе, что инцидент в Грузии может негативно сказаться на польско-российских отношениях. По словам польского политика, “какой визит, такое и покушение, так как, чтобы не попасть с 30 метров в машину, нужен слепой снайпер”.

Возникает вопрос: а не знали ли устроители поездки, когда и где именно начнется пальба? Когда на пресс-конференции в Тбилиси Качиньскому задали вопрос на эту тему, он не стал на него отвечать. Не был услышан ответ и на другой вопрос: как грузинские журналисты оказались заранее на границе с Южной Осетией, если решение о поездке Качиньского туда было принято, как уверяют, спонтанно, прямо в аэропорту столицы Грузии?

Андрей ЯШЛАВСКИЙ.

МЕЖДУ ТЕМ

Михаил Саакашвили вчера заявил, что больше не будет баллотироваться в президенты. “Это мой последний президентский срок”, — уведомил он жителей Грузии. “Я и мои друзья, которые находятся во власти, думаем, что важное и полезное оставляем стране”, — как всегда, самоуверенно высказался Михо. Говоря о своем нежелании оставаться президентом, Саакашвили лукавит: он и не может больше баллотироваться. В марте сего года он был досрочно переизбран на второй срок, который продлится до 2013 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру