Ржавый конь борозду портит?

Машины, не прошедшие техосмотр и просто оставленные без присмотра, хотят утилизировать

Старая машина не конфетный фантик, ее в мусоропровод не выбросишь. Нужно вывозить, утилизировать. Кто-то должен этим заниматься и это оплачивать. В итоге в Москве ежегодно появляется 130 тыс. брошенных машин, а утилизируется из них лишь 10 тысяч. Предприятия по переработке старых машин простаивают. Совет Федерации хочет законодательно запретить бросать старые машины на улице и обязать владельца авто отправлять его на утилизацию. Рабочая группа надеется, что закон может вступить в силу уже летом.

— В России самый старый автопарк в Европе. Более половины машин — древнее десяти лет, а в страну продолжают ввозить подержанные иномарки, многие из которых очень скоро полностью выходят из строя, — сказал “МК” председатель Комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников. — Автовладельцы бросают их на трассах, подъездных путях к жилым домам, у подъездов. Эти машины поджигают, в них живут бомжи, их превращают в мусорные баки. Но действующее законодательство не только не обязывает автовладельца убрать хлам, но и запрещает властям его убирать.

Один из разработчиков закона, консультант аппарата СФ доктор экономических наук Кирилл Остапов, описывает типичную ситуацию: “Вот стоит такая машина, которая никогда уже не поедет. Чтобы ее убрать — нужно найти хозяина. Нашли, а он и заявляет: вы мне 1000 долларов заплатите, тогда можете убирать. Или еще хуже: говорит, что не возражает, а потом подает в суд”.

Разработчики проекта предлагают забирать не только такие машины, но и те, которые не проходили техосмотра более двух положенных сроков. Спорить с их аргументами трудно, однако ведь есть и другая сторона проблемы. Старые, ржавые авто — у самых бедных, у ветеранов. А представим, что владелец заболел и месяца два пролежал в больнице. За это время и колеса могли спустить, и листвой машину забросать. Принять ее за брошенную будет очень легко.

Но есть и еще один вопрос: кто будет платить за утилизацию? “В западной практике производитель включает стоимость утилизации в цену при продаже, — объясняет Кирилл Остапов. — Но если автомобиль импортируется в Россию, производители не несут обязательств по утилизации. Предполагается, что когда закон будет принят, утилизировать бегающие по России иномарки будут именно их производители. У многих есть дилерские сети в России, сети обслуживания, вот они и будут заниматься сбором и вывозом старых авто на заводы по переработке”.

Но машин, купленных до принятия закона, это не коснется. По мнению разработчиков проекта, за их утилизацию хозяин и субъект Федерации должны платить в складчину...

— Я категорически против идеи этого закона. Мы и так видим, как в Москве и некоторых других городах с улиц и дворов без решения суда забирают автомашины на утилизацию, — сказал “МК” почетный адвокат России Леонид Ольшанский. — Теперь это хотят еще и узаконить, а значит, увеличить масштабы явления. Я считаю, что все вопросы, касающиеся старых машин, проработаны в Гражданском кодексе, в котором говорится, что бесхозяйным имущество может признать только суд. Но смешанное лобби ГИБДД, жилкомхоза и исполнительной власти пытается прорубить лазейку в законодательстве, чтобы забирать имущество у самых беззащитных, да еще и деньги с них брать! Если это окно прорубят — есть колоссальная опасность, что всех автолюбителей будут силой загонять в платные (безумно дорогие) гаражи, а малоимущих — лишать машин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру