Наш совфедский человек

Олег Толкачев: “В Совет Федерации от Москвы выдвигают людей, которые работают и знают свое дело”

График представителя исполнительной власти Москвы в Совете Федерации Олега Толкачева расписан на многие месяцы вперед. Так что обозреватель “МК” застал сенатора в столице буквально чудом. В преддверии юбилея (18 ноября Олегу Михайловичу исполнилось 60!) г-н Толкачев раскрыл в интервью “МК” все тонкости своей работы.

— Олег Михайлович, несколько лет назад правительство города выдвинуло вас на ответственный пост своего представителя в верхней палате Федерального собрания РФ. В чем заключаются особенности вашей работы?

— В мире давно поняли, что парламент должен быть двухпалатным. В нижней палате парламента работают политические партии. Верхнюю представляют регионы, которые являются своеобразным стабилизирующим фактором на фоне политических баталий. Даже если нижнюю палату распускают, верхняя всегда работает. Регионов у нас 85, но если в Госдуму выбирают депутатов пропорционально численности населения, то в СФ и Эвенкию с ее 45 тысячами населения, и Москву с ее 11 миллионами представляют по два человека. Один из них — представитель правительства и губернатора (или мэра), второй — представитель законодательной власти региона. В отличие от других регионов, где сенаторами могут быть и толстосумы, и балерины, в Москве сложилась другая традиция. В СФ от столицы выдвигают людей, которые работают и знают свое дело. Задача сенаторов от Москвы состоит в том, чтобы продвигать в верхней палате интересы своего региона.

— Интересы у российских регионов очень разные. Cложно убедить представителей далеких от столицы городов и весей в том, что в нашем богатом и благополучном городе тоже есть проблемы?

— Конечно, все интересы дотационных регионов в конечном итоге сводятся к одному — трансфертам из бюджета. И им кажется, что регионы-доноры (такие как Москва) в федеральных субвенциях не нуждаются. А у столицы проблем много. Например, нам требуются деньги на метростроение. Казалось бы, сенаторы из других регионов тоже живут в Москве, но когда им говорят, что нам нужно государственное финансирование строительства метро, разводят руками: у вас же и так все в порядке! Но это не так. Взять пресловутый 108-й закон, по которому продлевать договоры аренды для различных организаций теперь можно только по конкурсу. На первый взгляд хорошо — не будет коррупции. Но получается, что в конкурсах на равных условиях будут участвовать и детские студии, и почтовые отделения,  и денежные мешки, и крупные банки. Этот жизненно важный для Москвы вопрос не всегда актуален для регионов, которых больше интересует, как пасти оленей в тундре или ловить рыбу. Поэтому нужно сделать так, чтобы вопросы столичной жизни задели сенаторов за живое. К примеру, когда я возглавлял комиссию СФ по столичным функциям, я коллег-сенаторов отвел в туннели метрополитена. Они оделись в спецовки и сами наблюдали, как идет строительство подземки. Ничего — подействовало на умы. Нужно уметь защищать интересы региона, проводить здоровый лоббизм. Недавно СФ подготовил поправки в 108-й закон и внесет их в Госдуму.

— Какие еще “болевые точки” у Москвы?

— Например, взаимодействие с Фондом поддержки ЖКХ. Фонд работает, это большое подспорье для регионов. На год из него на всю Россию было выделено 240 миллиардов рублей. Но вот смотрите. В Москве только на этот год на капремонт из горбюджета выделено 42 млрд. рублей, а в следующем году будет больше 50 миллиардов. Таких денег на капремонт жилья еще никогда не выделяли. И к 2014 году в городе будет отремонтировано около 14 тысяч домов, около половины от всех, что есть в столице. И вот встает вопрос взаимодействия с федеральным фондом — мы могли бы получить из него около 2 миллиардов рублей. Но… Цена вопроса оказалась слишком высокой. За получение этих денег с нас потребовали бы повысить коммунальные платежи в городе в 1,5—2 раза. Понятно, мы на это не пошли.

— Бывали ли в вашей практике ситуации, когда Москве не шли на уступки?

— Бывали, конечно. Но в большей степени этим отличалась нижняя палата, Госдума. Вот пример. До сих пор не закрыт вопрос разграничения памятников в столице. Эта история тянется давно, и 95% памятников уже разделили, а юридического решения нет. И дело сейчас не столько в собственности, сколько в ответственности за их содержание. А то получится, как недавно случилось во Владимирской области — памятник растащили по кирпичам, зато известно, кто его хозяин.

— Чтобы глубже окунуться в проблему регионов, вам приходится много ездить по стране?

— У нас с регионами общение очень тесное. Недавно выезжали в Ростов, обсуждали вопрос строительства жилья. Только что было заседание выездной комиссии в Ивановской области. А на столе у меня лежит отчет замгубернатора Нижегородской области о решении на территории региона вопроса с удалением твердых бытовых отходов (ТБО. — Авт.). Отчет мы показывали в Иванове, там решили, что полезно перенять нижегородский опыт.

— А Москва, где проблема с мусором стоит остро, этот опыт перенять не хочет?

— Думаю, мы будем заниматься этим вопросом. Мы следим за интересными новациями, которые применяются в регионах. Например, в Сибири поставили установку Курчатовского института, которая выполняет плазменную обработку ТБО. Ведь при обычном сжигании мусора образуются ядовитые газы, а в данном случае идет обработка отходов при температуре выше 5 тысяч градусов и не появляется никаких ядовитых веществ, только стеклоподобный шлак. Вопрос упирается в экономику — такая установка будет целесообразной, лишь если она будет очень большой.

—  Какой у сенатора режим дня?

— Сами видите какой. Встаю я не позже 7 утра и работаю до 8—9 вечера.

— И как родные относятся к вашей кочевой жизни?

— С одной стороны, недовольны. Но уже привыкли.

Коллектив “МК” от всей души поздравляет Олега Михайловича с юбилеем! И желает ему здоровья и дальнейших успехов на ниве служения нашему городу!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру