СПСибо, все свободны

Лояльная коалиция голосует единогласно

В развитии либеральной идеи в России поставлена поворотная точка: в субботу Союз правых сил объявил о своей ликвидации, в воскресенье состоялась учредительная конференция партии “Правое дело”, объединившей “эспээсовцев”, Демпартию России Андрея Богданова и “Гражданскую силу” Михаила Барщевского. В итоге с политического поля убрана крупная оппозиционная сила, а на ее смену пришла коалиция “лояльных правых”.

Учредительный съезд СПС, прошедший почти 9 лет назад, затянулся на 25 часов. В этот раз либералы сработали намного оперативнее. И это неудивительно — исход был предрешен задолго до того, как автобусы доставили сто с лишним делегатов и столько же журналистов в санаторий под Химками.

В повестке дня съезда был один вопрос — “о судьбе СПС”. Фактически правые решали: принимать ли им кремлевское предложение или оставаться в русле несистемной оппозиции. По большому счету на этот вопрос ответил в своем выступлении Леонид Гозман — у партии 7 миллионов долларов долгов за эфир во время предвыборной кампании, денег нет даже на то, чтобы платить зарплату сотрудникам аппарата. Плюс разгромный проигрыш на последних выборах. Плюс непрерывное административное давление. Но главная причина была названа не Гозманом, а питерским делегатом: в феврале СПС должен был подавать в Минюст региональную отчетность, подтверждающую право партии на существование. А людей в местных отделениях осталось очень мало — после прошлогоднего думского краха часть членов вышли из партии официально, а еще часть просто отошли от дел. Так что в феврале 2009 года СПС скорее всего перестал бы существовать автоматически — субботний съезд стал возможностью умереть красиво.

Однако были и сомнения. Против ликвидации СПС открыто высказались три человека — члены ФПС Бакунин, Мария Гайдар, а также лидер московского отделения Максимов — и Немцов. Впрочем, Бакунин сказал, что никого убеждать он не будет, а его позиция известна и озвучена еще 2 октября (“не хочу быть кремлевским контрацептивом”. — “МК”), поэтому пламенных выступлений “против” было всего три. При этом серьезное заявление сделал только Борис Немцов: он сообщил, что в том случае если ликвидации не будет, то он готов лично рассчитаться с долгами и взять на себя финансирование СПС. Не помогло: 97 делегатов “за” ликвидацию, девять — “против”, двое воздержались.

* * *

Учредительный съезд “Правого дела” прошел в одном из московских отелей. Неожиданным гостем на мероприятии стал Андрей Богданов — по словам руководства СПС, его присутствие не предполагалось… Он пообщался с журналистами, начисто опровергнув ключевые высказывания Гозмана. Так, Гозман не скрывает, что предложение о создании партии поступило из Кремля, Богданов будто бы слышит это впервые: “Я не знаю, о чем говорит Гозман. Это решение — результат долгих, довольно тяжелых и непростых переговоров между нашими партиями”.

Программные выступления лидеров “Правого дела” — Бовта, Титова и Гозмана, несмотря на, мягко скажем, не очень высокую содержательность, были очень важной деталью. Бывший лидер СПС говорил о трудном решении, Бовт — о праводемократических ценностях, от которых люди уходят “в дзенские храмы собственного быта”, Титов — о том, что у предпринимателей должно появиться право голоса и необходимости неагрессивного, спокойного диалога с властью. Одним словом — ни о чем. Потому что все самое главное уже было сказано, но на это никто не обратил внимания. Гозман ни разу не назвал “ГС” и ДПР партиями — только “организациями”. Излагая суть кремлевского предложения, он особо уточнил, что СПС в новой партии будет иметь треть голосов: “Мы — миноритарии, и это надо понимать”. И все ключевые для партии решения принимаются только исключительно при трех “за” руководителей. Подобный расклад оставляет для собственных инициатив СПС крохотное поле, на котором поместятся только декларативные и сугубо лояльные решения.

Лучше всего происшедшее в эти выходные охарактеризовал один из делегатов от СПС: “Мы присутствуем на сеансе политической некромантии. Сначала партию убивают, а потом волшебством заставляют зомби двигаться — поднимать ручки по команде”. Кстати, члены новой партии проголосовали за устав и программу без единого “против” или хотя бы “воздержался”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру