Братья Самойловы: “Нам пора подумать об индивидуальных проектах”

В нашей рок-среде возник новый тренд под названием “старательное омоложение”

“Би-2”, “Сплин”, Александр Ф. Скляр безжалостно расстаются с музыкантами из классических составов и принимают в свои ряды харизматичных новичков. По этой же дороге пошли и братья Самойловы, которые на днях представили в Москве новый состав и новые песни.

В последнее время “Агата Кристи” функционировала как трио в составе Глеб и Вадим Самойловы плюс барабанщик Андрей Котов. Но многолетняя карьера последнего подошла в коллективе к завершению. Его место занял Дима “Снэйк” Хикимов, известный по панк-группе “Наив”. А еще в группе появился клавишник, место которого после смерти в 2001 году Александра Козлова оставалось вакантным. Константин Бекрев — лидер и клавишник калининградских арт-рокеров “Мир Огня” — персона известная пока в узких кругах, однако и сам Костя, и его коллектив уже несколько лет по праву носят звание маститых инструменталистов. В формате квартета “Агата Кристи” обещает своим поклонникам новые песни и много концертов. И если с концертами полная ясность, то с новым материалом все не так однозначно. Очередная пластинка, наверное, побьет прежние рекорды по продолжительности записи. И у братьев Самойловых есть на это свои объяснения.

— С возрастом альбомы получаются все реже, но желание их записывать все же возникает. К тому же братья Самойловы — это не один организм, и приходится ждать, когда у нас совпадут желания вместе реализовывать в студии то, что мы каждый по отдельности написали. Поэтому все происходит небыстро. С другой стороны, это неплохо. Вот нашли новых музыкантов, и если говорить о том, что влияет на новый альбом, так это в первую очередь работа вчетвером.

— Несмотря на обновления в составе, за мелодии и лирику по-прежнему в ответе только вы. Что волнует рок-поэта в 2008 году?

— То же, что и двадцать лет назад, — жизнь, стиль ее проживания и поиск причин, по которым жить нужно именно так.

— Появление новых музыкантов в рок-группе, как правило, процесс непростой. Тем более что после смерти клавишника Саши Козлова у вас было серьезное намерение остаться втроем…

— Для нас это стало большим потрясением, и тогда мы бы просто не выдержали перестановок в составе. Но прошло время, нам захотелось перемен, и они произошли. А когда чего-то хочешь, то все получается само собой. Сами собой нарисовались музыканты, которые нам очень подошли. Мы не пытались думать, в чем мы проиграем или в чем выиграем со сменой состава, просто в данный момент нам так захотелось.

— И какие впечатления остались от первого концерта в новом составе?

— Со стороны себя воспринимать очень сложно. У нас, конечно, есть мечта идиота — побывать на концерте “Агаты Кристи” в качестве зрителей, но пока приходится изучать себя по записям. Впечатление, конечно, странное. За арт-роковую составляющую, например, у нас отвечает самый молодой участник группы, а за молодежный угар — олдовый панк. Наверное, это и есть современная модель нашего коллектива.

— Ваш прежний барабанщик Андрей Котов ушел по своей воле?

— Это случилось, когда мы поняли, что при записи нового материала мы хотим работать с живым барабанщиком. Мы пробовали это делать с Андреем, но общего языка не находили. У нас все-таки очень разные взгляды на музыку и разные подходы к работе. Он нас вполне устраивал как концертный барабанщик, но когда речь идет о совместном создании музыки… Просто нужно понимать, что музыканты, с которыми мы работаем, не должны быть холодными профессионалами, выполняющими наши задания. Мы и сами-то не суперинструменталисты. Гораздо важнее личная харизма, вкус и желание работать вместе. И Костя с Димой именно такие люди. Но теперь мы, наверное, можем себя назвать супергруппой. У нас есть лидер своего коллектива, который играет у нас на клавишах, барабанщик — тоже культовый персонаж, ну и мы двое — великих.

— При этом барабанщик и клавишник вам выданы вроде как в аренду. И “Мир Огня”, где практикует Константин, и “Наив” продолжают выступать…

— Мы сейчас планируем гастроли так, чтобы было и занятое, и свободное время. Так удобно для всех. К тому же мы не ставим никаких условий, и ребята имеют полное право работать в своих коллективах.

— Тем не менее со стороны все выглядит как желание взять новую высоту с новым альбомом, туром и новыми музыкантами. Это разовая акция или у “Агаты Кристи” в таком виде есть будущее?

— Все это не спланированная акция с целью привлечь к себе внимание. Нам действительно захотелось поэкспериментировать. По поводу будущего мы пока ничего не загадываем, хотя нам действительно можно подумать о каких-то индивидуальных проектах. Все-таки быть столько лет приклеенными друг к другу довольно трудно.

— С чем они могут быть связаны?

Глеб: — Я многое пробовал, но пока ни на чем не остановился. Могу только сказать, что если сольный проект и появится, то он будет связан либо с музыкой, либо с поэзией.

Вадим: — Я занимаюсь музыкой для кино и продюсированием молодых групп.

— Помимо этого есть еще и Общественная палата, членом который ты являешься...

— Я просто переживаю за одну вещь: у нас в стране жуткое положение с авторским правом и интеллектуальной собственностью. Я знакомлюсь с разными людьми, которые работают в этой проблематике, слушаю, общаюсь и надеюсь, что когда-нибудь эту ситуацию удастся изменить.

— Внедряясь в эту среду, ты идешь на нравственную жертву или чувствуешь себя совершенно нормально?

— Пока мне удается не кривить душой и не корчить из себя чиновника, тем более что в рамках Общественной палаты такое удается. Но я понимаю, это непростая задача — оставаться самим собой и заигрывать с государством. Но когда-то нужно начинать.

— То есть, на твой взгляд, даже для рок-звезды возможны компромиссы, особенно когда они продиктованы благими намерениями?

— Все считают по-разному. На мой взгляд, нужно договариваться, потому что воевать бесполезно.

Илья ЛЕГОСТАЕВ

Тем временем на премьере “Агаты Кристи” в клубе “Б-1” побывал известный шоумен и постоянный ведущий летних фестивалей “ЗД” Алексей Остудин. Он делится своими ощущениями от нового формата супергруппы, вызвавшего массу разговоров в музыкальной среде.

Признаться, я был весьма заинтригован, увидев билборд на улице, который возвещал о том, что в каноническом составе “Агаты Кристи” произошли судьбоносные изменения. Ни для кого не секрет, что подобным культовым коллективам всегда было непросто что-то менять в себе. Ведь группа в почти незыблемом составе просуществовала более 20 лет!

Канон — неотъемлемая часть рок-легенд. Он же является и золотой клеткой, выход из которой грозит потерей аудитории. В этом деле важно все — от звучания группы до внешнего вида рок-идолов. За многие годы армия поклонников “Агаты” наизусть выучила не только тексты песен, но и то, как музыканты ведут себя на сцене, чего ждать от Вадима, а чего от Глеба. Несложно предположить, что известие о том, что в группе не только впервые за 8 лет появляется клавишник, так еще и меняется ударник, могло привести сознание фанатов в состояние нестабильности.

Самое интересное то, что в новом составе оказались люди, хорошо известные в мире рок-музыки. Логичнее было бы предположить, что братья возьмут на работу кого-нибудь не столь заметного и яркого. В таком виде “Агата Кристи” и предстала перед публикой 8 ноября.

Несмотря на оцепеневшую от кризиса Москву, самый большой концертный клуб города был забит до отказа. На танцполе ставились рекорды по количеству человеко-организмов на квадратный метр, а в VIP-зонах, куда билеты стоили от 5000, не наблюдалось свободных мест.

Музыканты начали с блока совсем новых песен. Каждую из них зрители встречали вежливыми аплодисментами, но по-настоящему впервые оживились, когда прозвучала первая широко известная песня “Секрет”. Тут-то все и сошлись во мнении, что гораздо лучше чередовать новые песни с проверенными “боевиками”.

Смена состава пошла “Агате” на пользу. Во-первых, уже нельзя обвинить братьев в выступлении под фонограмму. Ведь раньше на музыкальных инструментах играли только Вадим и Андрей Котов, а звучало все очень даже объемно. Во-вторых, сама группа теперь застрахована от технических проблем, приводивших раньше к срыву концертов. Как это произошло в Тель-Авиве, где сгорел экран компьютера, или в Алма-Ате, где компьютер сгорел сам. Звук стал и более сочным, и более тяжелым. Классические хиты, которыми все-таки угостили на десерт зрителей, в этом контексте зазвучали еще более волнующе.

Оценки увиденного и услышанного разнятся. Но главный вывод очевиден — мы стали свидетелями рождения чего-то действительно нового в коллективе, от которого, если честно, уже не ждали глобальных новостей…

Алексей ОСТУДИН

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру