Процедура согласований кандидатов на пост глав регионов законами прописана не слишком подробно, что позволяет единороссам иногда менять правила прямо во время игры. К примеру, 29 сентября лидер столичного отделения “Единой России” описала для “МК” план действий так: “Политсовет московского отделения партии проведет консультации с общественными организациями и сформирует свой список. Затем он будет передан генсовету “ЕР”, который внесет свои коррективы и передаст список в президиум высшего совета партии, где и будет принято окончательное решение”. По первоначальной версии Паниной, работа в местном отделении должна была завершиться к четвергу, однако вчера на вопрос, завершились ли согласования на местах, она ответила так: “А у нас нет отдельных согласований. И региональная организация, и генсовет партии, и Администрация Президента работают вместе. Пятницу мы проведем в режиме плотных консультаций, а утром в субботу проведем президиум генсовета, на котором утвердим список и сразу же передадим его президенту”. Никаких подробностей даже о количестве претендентов в партии не называют: “Все узнаете в субботу. Как только список будет утвержден — он перестанет быть секретом”.
Работая над списком, “Единая Россия” все время пыталась усидеть на двух стульях: максимально засекретить процесс и одновременно показать, что советуется с населением. О согласованиях с общественными организациями говорилось многократно, но нам не удалось найти ни одного общественника, который бы сказал: “У меня спросили, кого я хочу видеть мэром”.
В последнее время президенту на то, чтобы выбрать одну из трех-четырех списочных кандидатур, требовалось не менее недели. Дольше всего президент размышлял над судьбами Калмыкии — с 8 сентября, когда получил список, по 20 сентября, и Мордовии — с 23 сентября по 2 октября. Но, несмотря на тяжелые размышления, еще ни разу не происходило того, чтобы он отклонил весь список.
“Правило выбирать именно из партийного списка заведено президентом, и он ему следует неукоснительно, но все чаще тянет до самого конца отведенного срока, — сказал “МК” составитель известных рейтингов выживаемости губернаторов политолог Михаил Виноградов и поделился наблюдением: — Чем дольше президент думал, тем менее очевидная фигура была в итоге выбрана. Быстрое и лишенное интриги решение возникало только в тех случаях, когда и.о. губернатора воспринимался как уже полноправный губернатор, что было в Карелии. Однозначные фавориты стали главами Мордовии, Башкирии и Кемеровской области, и на этом, пожалуй, такие примеры исчерпываются. В остальных случаях президент тянул и в итоге выбирал не тех, на кого ставили. В Кургане ждали Вячеслава Тимченко, но назначение на 4-й срок подряд получил Олег Богомолов, в Калининграде Николая Цуканова вообще мало кто знал, в Волгограде фаворитом считали Валерия Язева, а стал губернатором Анатолий Бровко, в Ханты-Мансийском округе Наталья Комарова не выглядела фаворитом. В Челябинской области были претенденты уровня замминистра РФ, но назначен Михаил Юревич. Поэтому после того, как список будет озвучен, интрига только обострится”.
Еще одна интрига, по мнению политологов, в том, каким будет статус нового мэра. Озвучиваются предположения, что столичный градоначальник одновременно получит и должность вице-премьера Правительства РФ. Но при этом не сможет, как Лужков, занимать кресло председателя городского правительства, передав его “профессиональному управдому”, или “сити-менеджеру”.
Михаил Зубов
ВОПРОС ЭКСПЕРТАМ
“Можно ли в Москве разделить должность мэра и главы правительства региона? И назрела ли в этом необходимость?” С такими вопросами “МК” обратился к депутатам Мосгордумы и известным политикам из разных фракций.
Андрей Метельский, председатель фракции “ЕР” в Мосгордуме: “Сегодня и Конституция, и федеральное законодательство позволяют такое разделение должностей. А нужно это или не нужно — этот вопрос решает руководитель региона самостоятельно. До этого времени Москва справлялась, и у нас не было разделения. Я считаю, что столица развивалась по нормальному пути, и у нас все было хорошо”.
Владимир Платонов, спикер Мосгордумы: “В федеральном законе, регулирующем взаимоотношения между ветвями власти в регионе, с 2004 года написано так: “высшее должностное лицо (руководитель исполнительной власти)”. Чтобы было совсем понятно, приведу пример — в том же законе написано “представительный (законодательный) орган власти”. Это не значит, что это — два разных органа. Так что получается, что только одно лицо может быть высшим должностным и одновременно руководителем исполнительной власти в субъекте Федерации.
Если касаться практики, то в Москве мэр все время совмещал две должности, а с 2004 года, когда закон изменился, стал “высшим должностным лицом (руководителем исполнительной власти)”. Так что если возникнет необходимость разделения этих должностей, придется менять федеральное законодательство. Но... сколько юристов — столько и мнений. Можно в федеральном законе найти подтверждения того, что ничего менять не надо. Я уже слышал такое мнение — “ничего особенного менять не нужно”. Что значит “особенного”? Как в “казнить нельзя помиловать” — где поставить запятую? Вроде бы тоже ничего особенного, но все кардинально меняется.
Есть ли необходимость разделять эти две должности теперь? Чтобы ответить на этот вопрос, я задам другой: а зачем? Если появится задача это сделать, тогда и будут решать, как это сделать. А так пока это только фантазии и разные мнения юристов. Пока никто открыто не говорил о том, что нам надо что-то сделать, чтобы эти две должности стали самостоятельными”.
Сергей Митрохин, глава партии “Яблоко”: “В принципе можно — законодательство это не запрещает. А вот нужно ли это делать? Я склоняюсь к тому, что все-таки не нужно. Вся ответственность должна лежать на первом лице. Иначе получится так: будет сидеть важный мэр, политическая фигура, и будет некий хозяйственник, на которого повалятся все шишки: и за пробки, и за холодные батареи, и за снег по пояс... И он будет за все отдуваться. Я понимаю, что у нас в моде тандемы. Но все-таки пускать тандемы на уровень регионов не следует”.
Николай Губенко, заместитель спикера МГД, член фракции КПРФ: “Я уверен, что так все и будет, поскольку Кремлю нужен свой представитель, наместник над Москвой. А рабочей лошадкой будет кто-нибудь из команды, знающий городское хозяйство и не допускающий сбоев в хозяйственном обеспечении столицы. Что касается политики, то наместник будет осуществлять ее в полной мере в соответствии с идеологией Кремля. Хозяйственником может быть любой из замов Лужкова. Так что я глубоко уверен, что должности разделят в самое ближайшее время. И пахать будет человек, знающий хозяйство”.
Екатерина Пичугина