Семь раз отмэрь

В субботу список кандидатов в градоначальники перестанет быть тайной. Но фаворита назовут скорее всего еще через неделю

Похоже, что в субботу политические круги будут обсуждать одну главную новость: руководство “Единой России” должно встретиться с президентом Медведевым и представить ему список кандидатов на пост мэра Москвы. Как сообщили нам в “ЕР”, именно в этот день пресловутый список “перестанет быть секретом”. Впрочем, практика предыдущих назначений губернаторов Дмитрием Медведевым показывает: чтобы выбрать из списка “победителя”, ему требовалось не меньше недели. Не исключено, что до 16 октября политологи и чиновники “сломают головы”, перебирая составленную “Единой Россией” обойму из трех-четырех претендентов на мэрское кресло.

В субботу список кандидатов в градоначальники перестанет быть тайной. Но фаворита назовут скорее всего еще через неделю
Рисунок Алексея Меринова

Процедура согласований кандидатов на пост глав регионов законами прописана не слишком подробно, что позволяет единороссам иногда менять правила прямо во время игры. К примеру, 29 сентября лидер столичного отделения “Единой России” описала для “МК” план действий так: “Политсовет московского отделения партии проведет консультации с общественными организациями и сформирует свой список. Затем он будет передан генсовету “ЕР”, который внесет свои коррективы и передаст список в президиум высшего совета партии, где и будет принято окончательное решение”. По первоначальной версии Паниной, работа в местном отделении должна была завершиться к четвергу, однако вчера на вопрос, завершились ли согласования на местах, она ответила так: “А у нас нет отдельных согласований. И региональная организация, и генсовет партии, и Администрация Президента работают вместе. Пятницу мы проведем в режиме плотных консультаций, а утром в субботу проведем президиум генсовета, на котором утвердим список и сразу же передадим его президенту”. Никаких подробностей даже о количестве претендентов в партии не называют: “Все узнаете в субботу. Как только список будет утвержден — он перестанет быть секретом”.

Работая над списком, “Единая Россия” все время пыталась усидеть на двух стульях: максимально засекретить процесс и одновременно показать, что советуется с населением. О согласованиях с общественными организациями говорилось многократно, но нам не удалось найти ни одного общественника, который бы сказал: “У меня спросили, кого я хочу видеть мэром”.

В последнее время президенту на то, чтобы выбрать одну из трех-четырех списочных кандидатур, требовалось не менее недели. Дольше всего президент размышлял над судьбами Калмыкии — с 8 сентября, когда получил список, по 20 сентября, и Мордовии — с 23 сентября по 2 октября. Но, несмотря на тяжелые размышления, еще ни разу не происходило того, чтобы он отклонил весь список.

“Правило выбирать именно из партийного списка заведено президентом, и он ему следует неукоснительно, но все чаще тянет до самого конца отведенного срока, — сказал “МК” составитель известных рейтингов выживаемости губернаторов политолог Михаил Виноградов и поделился наблюдением: — Чем дольше президент думал, тем менее очевидная фигура была в итоге выбрана. Быстрое и лишенное интриги решение возникало только в тех случаях, когда и.о. губернатора воспринимался как уже полноправный губернатор, что было в Карелии. Однозначные фавориты стали главами Мордовии, Башкирии и Кемеровской области, и на этом, пожалуй,  такие примеры исчерпываются. В остальных случаях президент тянул и в итоге выбирал не тех, на кого ставили. В Кургане ждали Вячеслава Тимченко, но назначение на 4-й срок подряд получил Олег Богомолов, в Калининграде Николая Цуканова вообще мало кто знал, в Волгограде фаворитом считали Валерия Язева, а стал губернатором Анатолий Бровко, в Ханты-Мансийском округе Наталья Комарова не выглядела фаворитом. В Челябинской области были претенденты уровня замминистра РФ, но назначен Михаил Юревич. Поэтому после того, как список будет озвучен, интрига только обострится”.

Еще одна интрига, по мнению политологов, в том, каким будет статус нового мэра. Озвучиваются предположения, что столичный градоначальник одновременно получит и должность вице-премьера Правительства РФ. Но при этом не сможет, как Лужков, занимать кресло председателя городского правительства, передав его  “профессиональному управдому”, или “сити-менеджеру”.

 

 


Михаил Зубов

 

ВОПРОС ЭКСПЕРТАМ

 

“Можно ли в Москве разделить должность мэра и главы правительства региона? И назрела ли в этом необходимость?” С такими вопросами “МК” обратился к депутатам Мосгордумы и известным политикам из разных фракций.

 

Андрей Метельский, председатель фракции “ЕР” в Мосгордуме: “Сегодня и Конституция, и федеральное законодательство позволяют такое разделение должностей. А нужно это или не нужно — этот вопрос решает руководитель региона самостоятельно. До этого времени Москва справлялась, и у нас не было разделения. Я считаю, что столица развивалась по нормальному пути, и у нас все было хорошо”.

Владимир Платонов, спикер Мосгордумы: “В федеральном законе, регулирующем взаимоотношения между ветвями власти в регионе, с 2004 года написано так: “высшее должностное лицо (руководитель исполнительной власти)”. Чтобы было совсем понятно, приведу пример — в том же законе написано “представительный (законодательный) орган власти”. Это не значит, что это — два разных органа. Так что получается, что только одно лицо может быть высшим должностным и одновременно руководителем исполнительной власти в субъекте Федерации.

Если касаться практики, то в Москве мэр все время совмещал две должности, а с 2004 года, когда закон изменился, стал “высшим должностным лицом (руководителем исполнительной власти)”. Так что если возникнет необходимость разделения этих должностей, придется менять федеральное законодательство. Но... сколько юристов — столько и мнений. Можно в федеральном законе найти подтверждения того, что ничего менять не надо. Я уже слышал такое мнение — “ничего особенного менять не нужно”. Что значит “особенного”? Как в “казнить нельзя помиловать” — где поставить запятую? Вроде бы тоже ничего особенного, но все кардинально меняется.

Есть ли необходимость разделять эти две должности теперь? Чтобы ответить на этот вопрос, я задам другой: а зачем? Если появится задача это сделать, тогда и будут решать, как это сделать. А так пока это только фантазии и разные мнения юристов. Пока никто открыто не говорил о том, что нам надо что-то сделать, чтобы эти две должности стали самостоятельными”.

Сергей Митрохин, глава партии “Яблоко”: “В принципе можно — законодательство это не запрещает. А вот нужно ли это делать? Я склоняюсь к тому, что все-таки не нужно. Вся ответственность должна лежать на первом лице. Иначе получится так: будет сидеть важный мэр, политическая фигура, и будет некий хозяйственник, на которого повалятся все шишки: и за пробки, и за холодные батареи, и за снег по пояс... И он будет за все отдуваться. Я понимаю, что у нас в моде тандемы. Но все-таки пускать тандемы на уровень регионов не следует”.

Николай Губенко, заместитель спикера МГД, член фракции КПРФ: “Я уверен, что так все и будет, поскольку Кремлю нужен свой представитель, наместник над Москвой. А рабочей лошадкой будет кто-нибудь из команды, знающий городское хозяйство и не допускающий сбоев в хозяйственном обеспечении столицы. Что касается политики, то наместник будет осуществлять ее в полной мере в соответствии с идеологией Кремля. Хозяйственником может быть любой из замов Лужкова. Так что я глубоко уверен, что должности разделят в самое ближайшее время. И пахать будет человек, знающий хозяйство”.

 


Екатерина Пичугина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру