Смотрите, кто прошел

На выборах в парламент Киргизии победили пророссийски настроенные... нацисты

В минувшее воскресенье в Киргизии случилось довольно яркое событие. Впервые за всю историю постсоветской Средней Азии здесь состоялись относительно свободные выборы.

На выборах в парламент Киргизии победили пророссийски настроенные... нацисты

В республиканский парламент, очень демократично пихая друг друга локтями и поливая компроматом, протолкнулись пять партий, представляющих собой практически весь довольно пестрый политический спектр местного общества. Теперь будущее страны зависит от того, смогут ли победители договариваться между собой.

“Свободными” (задолго до оглашения официальных результатов голосования) выборы в маленькой горной республике поторопились назвать многие: и временная глава страны Роза Отунбаева, и президент США Барак Обама, и наблюдатели от ШОС и Европы, и даже местные неуемные правозащитники. Так ли все “свободно” было на самом деле, боюсь, никто никогда не узнает. Очевидно, однако, что никакой централизованный административный ресурс для манипулирования избирателями задействован не был. Хотя, думаю, без мягкого диктата все же не обошлось. Ибо известно, что партии в Кыргызстане — это прежде всего региональные объединения и родовые кланы. А проследить, как “по просьбе аксакалов” проголосуют родственники того или иного кандидата (их зачастую набирается и сотни, и тысячи), совершенно невозможно.

Радует, что само голосование прошло без массовых митингов, провокаций и столкновений. Привыкшие к тому, что любое политическое противостояние в стране тотчас выплескивается на улицы с автоматами в руках, обыватели с облегчением вздохнули, когда двери избирательных участков наконец-то закрылись.

Через день после всеобщей эйфории стало известно: расклад получился совсем не такой, как все ожидали. В гонке за места в многострадальном парламенте всех опередила партия бывших “бакиевских” чиновников — “Ата-Журт”. Победа антагонистов из “бывших” повергла соратников Розы Отунбаевой (социал-демократов и “Ата-Мекен”) в шок. Они-то мечтали, что кроме них в законодательный орган никто не просочится. “Революционеры”, дважды изгонявшие президентов и слепо верившие в тотальную поддержку населения, вдруг столкнулись с протестом, неприятием своей текущей политики. Выбрав первыми “бакиевских”, люди по сути проголосовали против временного правительства. Против Розы.

Сегодня “временные” — уже почти аутсайдеры, а страна ищет новых героев.

В их первых рядах лидер победившего “Ата-Журта” Камчибек Ташиев. Этот бывший глава МЧС, симпатизирующий патриотам фактически нацистского толка, знаменит тем, что во время предвыборных встреч со своей паствой обещал снова изменить конституцию в пользу единоличного правления и вернуть на родину свергнутого “демократами” президента Курманбека Бакиева, который с апреля месяца отсиживается в белорусских лесах. Его опора — функционеры “бакиевского” призыва да сращенный с силовиками средней руки криминал юга. Но не только. В “Ата-Журте” есть и “северные”. Например, Нариман Тюлеев — бывший мэр Бишкека с весьма противоречивой репутацией, снятый с должности новой властью, но все еще популярный среди части столичных жителей.

Нынешняя партия власти — социал-демократы (СДПК), из которых вышла сама нынешняя глава страны Роза Отунбаева, — оказалась лишь на втором месте. Ноздря в ноздрю с ней к финишу пришел старейший оппозиционный “Ар-Намыс” с восставшим из пепла забвения фениксом, а точнее Феликсом. Куловым. Массированная поддержка Кулова со стороны России обеспечила ему высокий процент преимущественно среди русского и узбекского населения.

Четвертым в разношерстном парламенте на воздушных шарах предвыборной агитации приземлился бывший вице-премьер тоже еще бакиевской эпохи Омурбек Бабанов с “Республикой”. Пятым — “Ата Мекен” во главе с, казалось бы, очень харизматичным Омурбеком Текебаевым. Он, творец свеженькой киргизской конституции, завзятый “западник” и убежденный “парламентарист”, едва не остался за бортом законодательного органа власти, с трудом преодолев 5-процентный барьер.

Вот незадача: у каждого из “победителей” — от 5 до 8 процентов голосов. Вкупе с нижайшей за последние 20 лет явкой (около 55 процентов) это ли не показатель “демократии в действии”? В результате каждая из партий займет не более четвертой-пятой части всех парламентских кресел, не имея ни малейшей возможности сформировать вокруг себя хоть мало-мальски однородное большинство.

Новоиспеченные фракции уже ведут переговоры о коалициях. Договориться пытаются лихорадочно, с кем угодно, лишь бы сохранить свое место, лишь бы не дать президенту реализовать одно из немногих своих полномочий — распустить депутатов в случае их полной недееспособности.

И уже сейчас ясно, что все объединения внутри нового киргизского парламента могут быть лишь временными, ситуативными, на злобу дня. Слишком уж велики противоречия между программами партий. Да и в головах их лидеров, кажется, что-то двоится.

К примеру, почитаешь программу партии, возглавляемой нацистом Ташиевым, и окажется вдруг, что этот товарищ — наиболее пророссийски настроенный. В планах “Ата-Журта” — и всенародный референдум за вывод натовского военного центра в Манасе провести, и на юге страны российскую военную базу под эгидой ОДКБ создать...

А ведь это именно Ташиеву принадлежат слова: “Если русские, узбеки или турки скажут, что они наравне с киргизами или выше их, государство развалится”. Ведь это тот самый Ташиев, который обвинил в узбекских погромах самих узбеков вкупе с временным правительством. Это тот Ташиев, который уже многое сделал для того, чтобы установить на юге страны автономную власть, практически не подчиняющуюся Бишкеку.

С другой стороны, о Феликсе Кулове, на сегодня самом прокремлевском киргизе, побывавшем на приеме даже у Дмитрия Медведева, ходит слава твердого сторонника президентской формы правления. Да и сам он порой заявляет об этом громко и публично. Но почитаешь программу “Ар-Намыса” — и обомлеешь: в ней четко сказано об отказе “от президентского правления, ставшего тормозом на пути развития, источником региональной конфронтации в пользу парламентской республики, при которой победившая партия формирует правительство и несет полную ответственность”.

В общем, новый парламент Кыргызстана не создает никаких условий для возникновения той самой “стабильности”, о которой твердят местные аксакалы и старшие геополитические братья.

Итог парламентского голосования вносит еще большую неопределенность в завтрашний внутри- и внешнеполитический курс страны. На бишкекском политическом олимпе отныне возможны абсолютно любые союзы и самые вольные (и временные) браки. О том, как в процессе создания коалиций переформатируются реальные интересы будущих законодателей, мы пока можем лишь догадываться.

Но, может быть, это и есть демократия?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру