Бойцовые коты

“Рысь” и “Тигр” — непримиримые соперники на рынке и товарищи на поле боя

12 октября 2011 в 19:34, просмотров: 5268

Самая базовая и простая единица техники в армии — бронированный автомобиль для транспортировки личного состава в зоне боевых действий — зачастую становится лицом вооруженных сил страны. Достаточно вспомнить легендарный американский «Хаммер», ставший успешной торговой маркой на гражданском рынке. Немудрено, что за право стать этим самым лицом Российской армии ожесточенно борются две выдающиеся машины.

Бойцовые коты

«Тигр» — отечественная разработка концерна «ГАЗ» конца 1990-х годов. Автомобиль создавался по заказу ОАЭ и Иордании. Оригинальная модель тогда так и не пошла в серию, но фактически идентичный «Тигру» Nimir, собранный на основании российской документации, нашел свое применение в войсках ближневосточного королевства. В то же время у ГАЗа остался превосходный задел в виде почти готового бронеавтомобиля.

Нашелся и покупатель — МВД РФ. Для проведения полицейский операций «Тигр» оказался очень подходящей машиной. Успех с МВД производители планировали развить, подписав контракт с Министерством обороны, — у их товара на внутреннем рынке просто не было конкурента, если не принимать во внимание небронированный и морально устаревший «уазик».

В середине 2000-х по заказу МО был сконструирован «Тигр» для армии («ГАЗ-233014»). Однако сменившееся в 2007 году руководство военного ведомства этот вариант устраивать перестал. К модели был выдвинут ряд претензий, касающихся в первую очередь защищенности экипажа. Не имея особой альтернативы на внутреннем рынке, отвечающие за закупки генералы обратили свое внимание на зарубежные аналоги «Тигра».

Наиболее привлекательным вариантом среди них оказался LMV M65 производства итальянской компании IVECO (в армии апеннинского государства он получила прозвище «Рысь»). Во время боевых действий в Афганистане машина зарекомендовала себя наилучшим образом, обеспечив отличную защиту экипажа при подрывах на самодельных взрывных устройствах. Дело в том, что в отличие от российского коллеги конструкция итальянского бронеавтомобиля заранее разрабатывалась с учетом требований противоминной защиты. Дно кузова отстоит почти на 10 см дальше от грунта, само днище имеет V-образную форму, а его броня специально приспособлена для того, чтобы отражать и поглощать взрывы мин.

После долгих испытаний «Рыси» на российских полигонах и переговоров с европейским производителем в конце 2010 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия по сборке итальянских бронеавтомобилей на производственной базе «КамАЗ». В Минобороны заявляют, что в ближайшие 5 лет в России будет собрано 1775 таких машин, при этом локализация производства будет превышать 50%. В данный момент пробная партия из 10 машин, собранных на заводе в Больцано с учетом замечаний российских покупателей, проходит эксплуатационные испытания в подразделениях Сухопутных войск.

Однако, несмотря на поражение в битве за оборонзаказ, списывать «Тигра» со счетов еще рано. В попытке выиграть конкуренцию у IVECO газовцы создали модернизированную модель, в которой сумели исправить некоторые недостатки своего детища. Например, двигатель бразильского производства был заменен на отечественный, в то время как у «Рыси» он будет итальянский. Класс защиты также был повышен. Солидной противоминной защищенности добиться, правда, так и не удалось — для этого нужно разрабатывать машину с нуля. И конструкторам с берегов Волги уже есть что представить: например, ВПК-3924 «Медведь».




Партнеры