В последние десятилетия существования СССР армия активно использовала БПЛА. Тогда они больше походили на крылатые ракеты и время их миссии ограничивалось несколькими десятками минут. От разработок КБ Туполева требовалось пронестись над позициями врага, сделать несколько сотен фотографий и вернуться с ними «к своим», избежав огня ПВО. О том, что военачальники высоко ценили полученную таким образом информацию, свидетельствует количество выпущенных единиц: одних только «Ту-143» насчитывалось более 950. При этом работа над новыми моделями шла полным ходом.
В
В последние несколько лет Министерство обороны РФ стремится восполнить пробел в применении БПЛА такого вида. Сразу после грузинской войны 2008 года ведомство инвестировало 5 млрд. рублей в создание качественного отечественного беспилотника. По крайней мере шесть производителей «поднялись» на этих деньгах и смогли сделать по нескольку прототипов. Однако ни один из них не удовлетворил заказчиков. В результате ставка была сделана на иностранного производителя, одного из лидеров на мировом рынке, израильскую IAI. Несколько десятков аппаратов было закуплено напрямую, а в ближайшее время в Екатеринбурге планируется запустить линию по производству локализированной версии «Серчер-2» под названием «Форпост».
При этом, разумеется, никто не собирается ставить крест на российских производителях. Несомненно, в ближайшем будущем мы услышим о новом, по-настоящему конкурентоспособном БПЛА отечественного производства. Вероятнее всего это будет проект Объединенной авиастроительной корпорации. Во-первых, их «Иркуты» уже пользуются известным спросом; во-вторых, в распоряжении ОАК находятся все наработки советских КБ по этой теме; в-третьих, руководству корпорации уже удавалось воплотить в жизнь другие амбициозные проекты, вроде ПАК ФА и Сухой-Суперджет. Было бы нелепым упустить такое преимущество.