30 ноября Центризбирком решил выдать регионам (таких оказалось 10) дополнительное количество открепительных удостоверений. Например, избиркому Амурской области потребовалось еще 2000 штук. А Челябинской области, где из 65 тысяч выдано 45 тысяч, понадобилось еще 7000. К ним присоединился и Брянский избирком, откуда приходит уже не первый запрос на получение дополнительных документов. «В Брянской области, где из 20 500 выдано уже порядка 19 тысяч, требуется еще 3 тысячи открепительных удостоверений», — рассказал секретарь ЦИК Николай Конкин.
Вполне логичный вопрос возник у члена ЦИК Евгения Колюшина (делегирован в ЦИК от КПРФ) — а пытается ли Центризбирком хоть как-то проанализировать ситуацию с выдачей дополнительных документов, или же выполняет роль простого «региcтратора»? «Есть информация, кому на самом деле выдаются открепительные?» — спросил Колюшин. На что коллега по Центризбиркому Сергей Даниленко (делегирован в ЦИК «Справедливой Россией») уверил его, что все перемещения документа тщательно контролируются: «На участках будут составлены несколько актов по использованию открепительных, куда помимо номеров выданных удостоверений будут вноситься и номера тех, которые были получены на этом участке. Эти сведения будут доступны наблюдателям и членам комиссий. Вся система абсолютно открыта и подконтрольна», — заверил он. Правда, так и осталось непонятным, как можно контролировать «перемещения» документов с определенными номерами в масштабах России.
По состоянию на 23 ноября, со слов Даниленко, из 2,6 млн. открепительных выдано уже больше 500 тысяч. «Но цифра эта очень незначительная, речь идет о десятых долях процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории РФ. При этом у нас есть несколько субъектов, где эти цифры превышают общестатистические», — уточнил Даниленко и поддержал предложение Николая Конкина такие субъекты проверить: в частности, Брянскую и Челябинскую области.
В свою очередь, член ЦИК с правом совещательного голоса Кирилл Сердюков поинтересовался, а какие, собственно, обоснования приводят председатели избиркомов, запрашивая дополнительные открепительные. В Амурской области в качестве основания, например, указали «вахтовый метод смен», который для некоторых жителей начинается 1 декабря — точно так же, как и в Брянской области.
Г-н Конкин заметил, что не удовлетворять просьбы регионов нельзя: может быть нарушено конституционное право избирателей, которым не достанется нужной бумажки. Но Сердюков все не успокаивался. «Как вы можете объяснить планируемый феномен того, что некое общественное движение планирует привезти в Москву десятки тысяч человек для голосования по открепительным удостоверениям? Как этот феномен укладывается в статистику вашего анализа?» — спросил он. Однако Владимир Чуров предложил этот вопрос проигнорировать, так как «рассмотрение различных феноменов не входит в обязанности ЦИК». А зампред ЦИК Леонид Ивлев и вовсе предостерег коллег: «В одном из субъектов Уральского ФО в отношении председателя избиркома расследуется уголовное дело: избиратель, недовольный тем, что для него не оказалось открепительного удостоверения, написал заявление».