Путь “деликатного кардинала”

Как выходят в спикеры

21 декабря у нас будет новый спикер Госдумы. Но из старой «чекистской» колоды. Впрочем, питерские силовики бывают разные, как и следователи, — «добрые» и «злые». Нарышкин явно из первых. Его считают не просто умелым аппаратчиком, но даже «деликатным».

Как выходят в спикеры

Карьера нового спикера Сергея Нарышкина (мандат депутата он получил 15 декабря — баллотировался по спискам «Единой России») началась в Ленинграде. Только, в отличие от самого Владимира Путина и многих из его команды, Нарышкин окончил не юридический факультет местного университета, а знаменитый «Военмех» — Ленинградский механический институт, готовящий до сих пор элитные кадры для ВПК и промышленной разведки. В 1978 году он получил диплом инженера-радиомеханика. На этом его официальный (в общедоступном виде) послужной список прерывается. Формально первое рабочее место (1982 год) — помощник проректора по международным научным связям «Военмеха». Затем там же Нарышкин работает замом начальника отдела внешних экономических связей.

Пробел в четыре года — это серьезно. В случае начала службы в органах, как правило, молодой чекист или гэрэушник исчезают на год-два. Не больше. Например, бывший премьер, а сейчас директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков в 1972-м закончил московский институт «Станкин» с красным дипломом инженера-механика, но в аппарате экономического советника в советском посольстве в Дели он появился лишь через год. Именно столько, как утверждают авторитетные эксперты, необходимо, чтобы закончить школу КГБ. В ГРУ же Генштаба учились два года. А вот Нарышкин, еще раз подчеркнем, «пропал» на целых четыре года! Что же он в это время делал? Вернее, к чему его готовили?

По неофициальной информации, в 1978–1979 годах он учился в Минской школе КГБ. Затем его направляют в Москву в Краснознаменный институт КГБ имени Андропова. И вот там он якобы и познакомился с таким же начинающим разведчиком Владимиром Путиным. Впрочем, никто официально это не комментирует. Кроме того, надо обратить внимание на их разницу в возрасте. Путин старше Нарышкина на два года: первый родился 7 октября 1952 года, второй — 27 октября 1954-го.

Кстати, теоретически жизненный путь Нарышкина мог в конце 1980-х годов в той или иной мере пересекаться с карьерой Фрадкова. В это время Нарышкин был отправлен на работу в аппарат экономического советника в посольство Бельгии. Фрадков же работал первым замом начальника Главного управления координации и регулирования внешних экономических операций Министерства внешних экономических связей СССР, которое, собственно, и курировало работу экономических и торговых представителей при посольствах. Потом, в 1990-е, пути Фрадкова и Нарышкина пролегали вроде бы далеко друг от друга. Первый оставался на госслужбе в Москве, второй, поработав немного в Комитете внешних экономических связей мэрии Петербурга (который, как известно, возглавлял Путин), потом ушел в Промстройбанк, а затем — в администрацию Ленинградской области, где и проработал до февраля 2004 года.

Однако я неоднократно замечал, что у Нарышкина какие-то особые отношения с Фрадковым. В сентябре 2004 года, когда Нарышкин сменил Дмитрия Козака на посту руководителя аппарата правительства (до этого — с марта того же года — он работал его замом), его направили в командировку в Болгарию — готовить визит премьера Фрадкова. Помощники Нарышкина собрали небольшую группу журналистов из правительственного пула (без телеканалов). Туда включили и меня. Но я не успевал в назначенное время во «Внуково», так как должен был вернуться в Москву из Гааги, куда ездил вместе с Фрадковым, хотя и в день вылета в Софию, но на пару часов позже. Однако в правительственной пресс-службе нашли выход: Фрадков неожиданно взял меня на свой борт (как известно, пул всегда летает вторым, сопровождающим бортом). Случай крайне редкий. На моей памяти такого вроде не было вообще. Лететь пришлось стоя, так как свободного места не оказалось. Тем не менее статью о переговорах премьера с голландцами удалось написать. Во «Внуково-2» (правительственный аэропорт) меня уже ждала машина от Нарышкина. До «гражданского» «Внуково» недалеко, поэтому успели. Ну а в Софии Нарышкин был исключительно предупредителен — со всеми журналистами. Объем полученной от него информации и сделанные им выводы удивили полнотой и структурностью. Вообще уже тогда показалось, что Нарышкин не считает необходимым что-либо скрывать от прессы, кроме, конечно, гостайны. Потом это наблюдение неоднократно подтверждалось.

Аппарат Белого дома на Краснопресненской набережной Нарышкин возглавлял до мая 2008 года, после чего, как известно, был назначен руководителем Администрации Президента. Одной из его главных задач было провести административную реформу. Начал он ее, как это давно повелось, с сокращения аппарата. За первые полгода 15% кабинетов в Белом доме опустели. Что было необычно. До этого служебных мест постоянно не хватало. Ликвидировал Нарышкин и излишние госфункции.

Как отмечают бывшие и нынешние сослуживцы Нарышкина, он умеет как-то «деликатно» избавляться от лишних кадров. Один из бывших первых замов министра, а затем руководителей одной из федеральных надзорных служб рассказывал мне, как его «увольнял» Нарышкин. Похвалил за успехи. И не дежурными фразами, а со знанием конкретных дел. Но потом все же сказал, что есть мнение усилить другую структуру — одну из отраслевых академий наук. В качестве вице-президента. Но это пока. Затем изберут и президентом. Не избрали. Но у моего собеседника до сих пор о Нарышкине остались самые теплые воспоминания.

Правда, Сергей Евгеньевич часто демонстрирует и жесткость. Борьба с коррупцией для Нарышкина — одна из главных тем. Недавно он заявил, что только за первую половину года уволено 1611 федеральных чиновников за неправильные данные в отчетах о своих доходах.

Не менее жестко Сергей Нарышкин как председатель Комиссии при президенте по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России отметал и «циничную», по его мнению, ревизию событий времен Второй мировой войны. Прежде всего — обвинение СССР в развязывании наряду с Германией тех трагических событий.

Глав президентских администраций, по крайней мере со времени Александра Волошина, иногда принято называть «серыми кардиналами». Формально эта структура не прописана в Конституции, но всегда играла одну из ключевых ролей в политике и экономике. Но если Волошина, обыгрывая его отчество, называли «стальным» кардиналом, то Нарышкина по аналогии кое-кто называл «деликатным». Видимо, таким и должен быть новый спикер Госдумы, который не будет, как его предшественник, считать, что парламент не место для дискуссий. А сможет и наладить четкую законотворческую работу, и выстроить диалог с оппозицией. Что особенно станет важно весной 2012 года, когда надо будет ратифицировать вступительные документы в ВТО. Парламентская оппозиция пока против.

Сюжет:

Выборы-2011/2012

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру