Таланты и Поклонная

Кто выступал и кто слушал на пропутинском митинге

Страшная давка на станции метро «Парк победы». Люди настолько тесно прижаты друг к другу, что выбраться из этой толпы — случись что — у тебя не будет ни шанса. На моих глазах двум женщинам становится плохо. На то, чтобы выйти из подземки, у меня уходит тридцать минут.

Кто выступал и кто слушал на пропутинском митинге

И вот — долгожданная улица, Поклонная гора. Навстречу огромному количеству москвичей, с облегчением вываливающихся из метро, движется столь же внушительная толпа. Это те, кто уже побывал на митинге в поддержку Владимира Путина.

На станцию метро «Парк победы» я приехала в 13.03. То есть, аккурат к началу митинга. Выйдя из вагона, не поверила глазам: передо мной колыхалось море людей. Толпа была настолько огромная, что двигаться к выходу приходилось, тесно (а в некоторых, особенно узких местах — слишком тесно) прижавшись к соседу. Я решила срезать путь и прошла по перрону к той части людского моря, которое было поближе к эскалатору. Благодаря этому маневру мой подъем на поверхность занял тридцать минут.

Рядом двигалась семейная пара. Они присоединились к толпе ровно в том месте, где вышли из вагона. Поэтому выходили из подземки 45 минут.

В какой-то момент стало очень жарко. Две женщины на моих глазах почувствовали себя плохо. Их поддержали за руки рядом идущие граждане. Ничего больше они сделать не могли — куда ты денешься из этой плотной массы людей?

При подъеме на эскалатор толпе пришлось сжаться еще плотнее. Сильно сдавило ребра. Кто-то рядом выругался матом. «Если, не дай бог, что-нибудь случится, - то всем нам п...ц», - произнес какой-то молодой человек. По-моему, он выразил общую мысль.

«Станция метро «Парк Победы» работает только на выход», - объявила диспетчер. «Черт, как же теперь отсюда сваливать?» - раздраженно произнесла женщина, прижавшаяся ко мне (или я к ней) справа. «Что ж вы тогда приехали сюда, если уже хотите сваливать?» - спросила я. «Начальство потребовало, под угрозой увольнения». «А где вы работаете?» «В муниципалитете Чертаново Центральное».

После этих слов оживилась женщина, прижавшаяся ко мне (или я к ней) слева: «О, и я тоже из муниципалитета, из Митино. И у нас такая же песня — настоятельно порекомендовали прийти». Дама пояснила, что «прогулять» акцию в поддержку Путина разрешили только тем, кто отпросился по уважительным причинам: болезнь там, ребенка оставить не с кем... Остальным обещали отгул: «Чувствую, не отгул придется брать, а больничный. Я уже вся мокрая. Сейчас выйду на мороз — и привет».

Я поинтересовалась у собеседниц, как же начальство узнает, приходили они на митинг или нет? Разве нельзя было втихую пропустить его? Так сказать, поддержать Владимира Владимировича из дома. Эх, и наивный же это оказался вопрос. «Отмечают нас здесь», - в один голос заявили женщины. И так же дружно посетовали, что теперь непонятно, как отмечаться — специально встретились в метро всем коллективом, а теперь потерялись в толпе...

Я решила «раскрыться», и призналась той даме, которая справа, что работаю журналистом: «За кого ваши коллеги собираются голосовать?» «Кто за кого», - сразу насторожилась та. «А вы? Будете голосовать за Путина после того, как вас вынудили сюда прийти?» Сотрудница муниципалитета отвернулась...

Первое, что я увидела, выбравшись наконец на свежий воздух, - это огромная толпа людей, которая двигалась в обратную сторону. То есть, прочь с митинга. Бросились в глаза несколько мужчин, по лицам которых было видно, что они любят пропустить стаканчик-другой. Причем каждый день. «А вы, простите, в какой сфере работаете?» - поинтересовалась я. «В какой надо, в такой и работаем», - по-голливудски широко улыбнулся один из них. Отсутствие двух передних зубов недавний участник митинга явно не считал недостатком.

«Делать было нечего — сюда приходить», - зло сказала идущая навстречу дама в шубе своим то ли коллегам, то ли подругам. На мой вопрос, почему они пришли на Поклонную, женщины ответили, что из любопытства. Однако на мои дальнейшие расспросы — а именно, почему поддерживают Путина, — ничего не ответили, прибавив шаг.

В нескольких сотнях метров стояла группа мужчин. Один сказал, что является работником «Мосводоканала».

- Как вы оказались на митинге? По собственной инициативе или потому, что начальство попросило?

- Без комментариев.

- Но вы поддерживаете Путина?

- Конечно.

- Почему?

- Там все написано, - мужчина кивнул на транспарант, который держал его сосед. Надпись на транспаранте гласила: «Россия за Путина».

Тут я заметила любопытных персонажей: двое человек, явно выходцев из центрально-азиатских республик, заледеневшими руками сжимали российские флаги. Ну, и им тоже был задан вопрос, почему пришли сюда? Мужчины стыдливо спрятали глаза. «Кем работаете хотя бы?» «Сторожем», - нехотя признался один. «Что или кого сторожите?» «Секрет». «Путина поддерживаете?» «Да». Прошу объяснить, почему. Он достает из кармана окурок сигареты без фильтра, зажигалку, и поворачивается спиной...

В это время на трибуне один за другим выступают ораторы. Клеймят «оранжевые» силы. Глава «Евразийского союза» Александр Дугин добрым словом поминает Каддафи. Главред газеты «Завтра» Александр Проханов говорит, что «оранжевый цвет — это цвет мочи на снегу». «Единственный кандидат в президенты, который поддержал наш антиоранжевый мут... митинг, - это Владимир Путин», - кричит Проханов. Писатель Эдуард Багиров сообщает, что на Болотной площади собрались «все раздолбаи и бездельники».

Люди не реагируют. Совершенно. Никто не скандирует лозунги. Многие даже не слушают, что говорится со сцены, — общаются друг с другом.

«Мы пришли и показали свою силу! Пусть они умоются! - доносится с трибуны. - Нет оранжевой чуме!». Присутствующие молчат. «Нет оранжевой чуме!» - вновь выкрикивает оратор. Тишина в ответ.

Граждане оживились лишь тогда, когда с трибуны начали звучать песни: «Играй, гармонь» и что-то вроде народных. Женщины и мужчины пустились в пляс. Еще бы — холодно «пешком стоять»...

Я уверена: среди тех, кто собрался на Поклонной, были люди, которые пришли не по разнарядке, а, простите за пафос, по велению души. Моя знакомая накануне рассказала, что на митинг собрался ее отец вместе с друзьями-бизнесменами. Все — небедные люди. Ни с какой политической силой не связаны. На акцию собрались потому, что искренне поддерживают премьера. Другой знакомый, которому пришлось быть на Поклонной по долгу, так сказать, службы, сказал, что с удивлением увидел на митинге соседей. Они тоже пришли премьера поддержать.

Мне бы очень хотелось знать, сколько примерно таких «добровольцев» добралось до Поклонной. Какой процент они составили от числа тех, кого «пригнали»? Но не меньше меня интересует и другое: сколько процентов тех, кого использовали на митинге в качестве массовки, после этого передумали голосовать за ВВП?

По окончании митинга была задержана одна из организаторов, зампред партии «Патриоты России» Надежда Корнеева. Задержали ее за превышение численности участников акции. Разрешение было на 15 тыс. Пришло, по официальным данным, до 100 тыс.

Но действительно ли на Поклонной была «сотка»? Одномоментно — точно нет. Но с учетом огромных толп в метро, которые долго не рассасывались (мой коллега с радио «Свобода» прибыл через 45 минут после меня, и рассказал, что давка на станции по-прежнему сильнейшая), - кто знает. В любом случае, было намного больше разрешенных 15 тыс. участников. Но говорить о том, что граждане слились в едином порыве поддержки ВВП, не приходится. Скажем так: в порыве их «слили».

И, несмотря на то, что организаторы заявляли, будто транспарантов в поддержку премьера на митинге не планируется, они виднелись на каждом шагу. «Россия выбирает Путина»; «Кто за Путина — тот за Россию»; «Фермеры с Путиным»; «Крестьяне за Путина» - вот некоторые из них. Еще были креативные изобретения: «Не закрутишь гайки — не поменяешь мебель»; «Уничтожайте крыс (из завещания Каддафи»...

Я не была в субботу на Болотной, но присутствовала на прошлом митинге на проспекте Сахарова. И мне сразу бросилось в глаза, что акции пропутинцев и сторонников ВВП отличаются не только потому, что на одной защищают премьера, а на другой — критикуют его. Средний возраст участников митинга на Сахарова был — 25-40 лет. Средний возраст пришедших на Поклонную гору — 40-55. Там, на митинге оппозиции, участники охотно объясняли, почему пришли. Здесь вопросы в основном вызывали настороженность. Там чувствовалась искренность. Здесь — нет.

По окончании митинга на Поклонной я зашла в одну из кофеен. Заведение было набито битком. Судя по разговорам — участниками пропутинской акции. Стоящий передо мной в очереди мужчина рассказывал кому-то, что работает в коммерческой фирме, на Поклонную настоятельно рекомендовал пойти владелец компании: «Вы же говорит, патриоты». Женщины за столом спорили. «Раз проходит один митинг «против», значит, надо было сделать «за». Это правильно», - говорила одна. «Да разве это митинг? Согнали всех подряд», - возмущалась другая. Из-за соседнего столика тем временем доносилось: «Ну что — дружно голосуем за коммунистов?»

По-моему, равнодушных к предстоящим выборам остается все меньше и меньше. Причем как со стороны противников, так и со стороны «поклонников» ВВП.


Наталья Галимова

МЕЖДУ ТЕМ

Штраф за превышение заявленной численности придется заплатить «Патриоты России» Надежде Корнеевой.

На это событие откликнулся и Владимир Путин: «Что касается штрафов, пусть организаторы не переживают: я готов внести свою лепту и частично солидарно вместе с ними ответить перед законом.». Как развивалась ситуация, «МК» поинтересовался непосредственно у госпожи Корнеевой.

— Как проходило задержание?

— Уже после митинга ко мне подошел представитель правоохранительных органов, кажется, майор Назаров, и предложил проехать в отделение полиции по Западному административному округу и оформить протокол. Я прекрасно понимаю, что мы действительно нарушили условия проведения митинга, поэтому спокойно отреагировала на задержание. У нас нет цели из этого делать пиар.

— В отделении со стороны представителей правоохранительных органов не было нарушений?

— Нет. Все было культурно. Сам момент вручения протокола полицейскими снимался на видео. Я их прекрасно понимаю, они научены горьким опытом... Также я попросила, чтобы дело в суде рассматривалось в мое отсутствие, так как я могу быть в командировке. Мне разъяснили, что дело административное, поэтому этот вариант возможен. Скорее всего, дело рассмотрят уже в понедельник или во вторник. В каком суде, если честно, я не знаю.

— Как получилось, что вы не рассчитали заявленное количество участников митинга?

— Сначала мы рассчитывали только на свои силы. В принципе, как мы и рассчитывали, набиралось не больше 30 тысяч людей. Однако после ряда материалов в СМИ, где говорилось, что людей на митинги заставляют приходить специально, многие общественные организации, профсоюзы решили откликнуться. Эти заявления в СМИ их очень обидели. Просто сейчас модно выступать против власти. У собравшихся на Поклонной тоже есть вопросы к власти, но эти люди не хотят повторения 90-х. Это главное, с чем они пришли. В итоге получилось, что мы немного превысили заявленную численность. (По подсчетам полиции, примерно в пять раз. — Ред.).

— Владимир Путин заявил, что готов «частично солидарно» помочь с оплатой штрафа. Из администрации к вам уже обращались с предложением помочь?

— Спасибо премьеру за моральную поддержку. Очень приятно. Но, я думаю, мы справимся. Незачем зря тревожить премьера и создавать ему лишние проблемы. Их у него и так хватает. Тем более штраф не такой большой. Как мне сказали — до двух тысяч рублей.


Дарья Федотова

Сюжет:

"За честные выборы"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру