Зубры боятся политических мышей

Президентская политреформа вызвала споры в Думе

27 февраля 2012 в 18:59, просмотров: 6022

Во вторник Госдума будет обсуждать три из четырех законопроектов, которые принято называть «политической реформой Дмитрия Медведева», — тех самых, чье появление многие напрямую связывают с массовыми выступлениями оппозиции после выборов 4 декабря. Примут их единогласно, нет сомнений, — но лишь в первом чтении. Второе, решающее, состоится уже после 4 марта, и, как полагают в Охотном Ряду, в доработке документов активное участие примет избранный президент.

Зубры боятся политических мышей
Рисунок Алексея Меринова

В понедельник спикер Сергей Нарышкин провел рабочее совещание с участием представителей всех зарегистрированных в России семи партий, на котором обсуждалась процедура важного политического мероприятия. Процедура эта кроме доклада полпреда президента и содокладов глав думских комитетов предусматривает 10-минутные выступления лидеров парламентских партий. Кроме них на трибуну поднимутся и представители партий непарламентских, более того — «Яблоко», «Правое дело» и «Патриоты России» получат наравне с «ЕР», КПРФ, ЛДПР и «СР» право задать по три вопроса докладчикам.

Как известно, после недавних встреч г-на Медведева с руководством зарегистрированных и даже незарегистрированных партий была создана и уже приступила к делу рабочая группа во главе с первым замглавы Администрации Вячеславом Володиным. Она призвана стать площадкой предварительного обсуждения всех предложений по совершенствованию текста законопроектов, своего рода фильтром. А предложения эти иногда разнонаправленные.

Уже сейчас ясно, что безоговорочно всеми без исключения силами поддерживается лишь законопроект, отменяющий на выборах в Госдуму, региональных и муниципальных выборах сбор подписей в качестве необходимого условия для регистрации кандидатов от партий, не представленных в парламенте. Для самовыдвиженцев и кандидатов от общественных объединений на муниципальных выборах сбор подписей остается — но их нужно будет собирать гораздо меньше: не 2% от числа избирателей, а 0,5%. На президентских выборах самовыдвиженцам придется собирать для регистрации по 300 тыс. подписей, а партиям, не представленным в парламенте, — по 100 тыс. (сейчас всем, кроме партий парламентских, требуется представить по 2 млн. «автографов»).

Что касается двух других законопроектов — о новом порядке регистрации партий и прямых выборах губернаторов, — здесь всё не так однозначно. Например, в КПРФ и ЛДПР считают, что дать право называться партией сообществу из 500 человек (сейчас — 40 тыс.) — это слишком. «Зачем плодить политических мышей?» — спросил как-то в зале заседаний коммунист Николай Харитонов. Их позицию разделяют и в «Яблоке». Сергей Митрохин объяснил корреспонденту «МК», почему: «Мы получим огромное количество спойлеров, которые, как пираньи, будут отбирать голоса у конкурентов „Единой России“ — у самой „Единой России“ как партии власти отобрать таким образом мелочь ничего не сможет». В «Справедливой России» не видят ничего страшного в числе 500, но тоже считают, что требуется прописать своеобразный фильтр допуска на выборы разного уровня для вновь создаваемых мелких партий: провели своих кандидатов на муниципальных выборах — можно участвовать в региональных, провели своих кандидатов в заксобрания — можно и в Госдуму метить...

Если дополнить право регистрировать партию численностью в 500 человек правом на создание предвыборных блоков, ничего страшного не произойдет даже при резком увеличении числа самих партий, наоборот, это будет способствовать консолидации политических сил разной ориентации, считает Владимир Рыжков (он входит в рабочую группу при Администрации Президента). Кстати, он, Борис Немцов и Сергей Удальцов («Левый фронт»), участвующие в работе этой структуры, уже подали в Администрацию Президента свои предложения по совершенствованию законопроектов.

Что касается закона о выборах губернаторов — здесь больше всего вопросов вызывает предложенная президентом схема выдвижения кандидатов от партий: выдвижение это, написано в документе, «может осуществляться после консультаций с президентом», а порядок проведения этих консультаций определит потом сам глава государства«. «Может осуществляться» — это значит только после консультаций или то, что ими можно пренебречь? Ясности нет. Категорически против такого президентского фильтра выступают справороссы, коммунисты, «Яблоко» и ПАРНАС с «Левым фронтом». В заключении контролируемого единороссами Комитета по конституционному законодательству между тем содержится рекомендация ко второму чтению прописать эту процедуру согласований подробнее, но не отказываться от нее совсем.

Предложенная главой государства схема отзыва населением неугодных глав регионов, по мнению коммунистов и справороссов, слишком сложна и «не даст гражданам воспользоваться своим правом» (Сергей Миронов).

Насколько власти будут готовы услышать мнение представителей самого широкого спектра политиков — будет ясно при подготовке законопроектов ко второму чтению.





Партнеры