Формально, сыр-бор разгорелся из-за того, что одна из сторон якобы нарушила давнее соглашение о воздушном сообщении между Россией и Беларусью от 12 декабря 1997 года. В этом соглашении говорится о паритетном использовании воздушного пространства: проще говоря, сколько рейсов в Москву и обратно осуществляет белорусская авиационная компания, столько же в Минск и обратно осуществляют российские авиаперевозчики. До начала этого года баланс соблюдался. Но в полетных планах 2012 года возник перекос: «Белавиа» заявила 4 рейса, а вот к четырем российским рейсам ( три рейса «Аэрофлота» и один «Ютэйр») добавился еще один игрок. Белорусское небо начала осваивать компания S7. Ее то — пятый рейс — и оказался лишним. Но почему-то авиационные власти Белоруссии не подтвердили заявку на полеты не этой компании, а стали регулярно отменять рейсы «Аэрофлота». После того, как из-за белорусского запрета на полет были отменены аэрофлотовские рейсы
Итак, с чем прибыли на переговоры конфликтующие стороны? «Белавиа» перед началом консультаций заявила о намерении в полной мере придерживаться действующего соглашения — о паритетном разделе частоты полетов. Между тем, в начале года белорусская компания подала заявку на осуществление не только четырех регулярных рейсов Минск-Москва, но так же и на авиаперелеты еще в пять российских городов — Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Екатеринбург, Новосибирск. И «Росавиация» этот запрос утвердила. Так что, если посчитать частоту рейсов белорусской авиакомпании в Россию и российских в Белоруссию, то «перебор» будет как раз у белорусов. Но российские переговорщики мелочиться не намерены. Замминистра транспорта Валерий Окулов, возглавляющий российскую делегацию, сообщил, что «мы выходим с предложением белорусской стороне о том, что мы открываем географию России для полетов „Белавиа“ — не внутри России, а между пунктами Беларуси и России. Сегодня это ограничение есть — 5 пунктов. Мы это ограничение намерены снять». То есть белоруской компании разрешат летать в любой российский город, который они еще захотят «освоить». Но и россиянам не должны мешать налаживать авиасообщение с Минском и другими городами Белоруссии. По мнению россиян, строчка в договоре о паритетной частоте полетов устарела. В конце концов у белорусов одна авиакомпания , а в России их несколько. Поэтому российская сторона вынесла на переговоры для обсуждения
Перед отъездом в Россию, представитель «Белавиа» Игорь Чергинец скепетически высказался в Твиттере о планах либерализации и предложил свое видение направления переговоров: «Предлагаю следующую „дорожную карту“ (еще один популярный с недавних времен термин). РФ и РБ в течение 1 года одновременно подписывают договор „Открытое небо“ как между собой, так и с ЕС, США, Китаем. Снимаем требования РФ в рамках ЕЭП по пошлинам на самолеты, которые действительно ограничивают эффективность авиакомпаний. Разрешаем друг другу каботаж. Полная либерализация, направленная на полное удовлетворение общественных потребностей жителей РБ, РФ и ЕС (и остальных). Короче, всеобщее счастье! „Белавиа“, имея стратегического инвестора с Ближнего Востока и не имеющего стеснения в деньгах, в ближайшие два-три года приобретет
В принципе, замминстра транспорта Окулов на этот пассаж уже ответил: хотите базировать самолеты в Калинигграде и на Дальнем Востоке — пожалуйста. Но перевозки будете осуществлять только с Белоруссией. О внутрероссийском пространстве речь пока не идет.
Хотя кто знает? У нас же Таможенный Союз, так что теоретически, если есть самолеты — отчего бы не летать? Или «стратегический партнер с Ближнего Востока, готовый профинансировать Белоруссии покупку
Елена ГАМАЮН
Елена КОРОТКОВА