Сейчас комиссии субъектов, территориальные, окружные и участковые формируются по общему принципу: не больше половины чиновников, и, соответственно, не меньше половины представителей зарегистрированных партий — если они, конечно, изъявили желание послать «своего человечка» в организующий выборы и подводящий их итоги орган. Но если «свой человечек» уже не свой, и играет в чужой команде, отозвать его и заменить на другого невозможно до тех пор, пока не закончится срок полномочий избиркома того или иного уровня (для комиссий субъектов и ТИКов это — 5 лет).
Вот уже несколько лет руководство оппозиционных партий просило наделить политические организации правом оперативно реагировать на скандальные ситуации такого рода и заменять представителей в составе избиркомов — в пакете с требованием перейти к формированию избиркомов без участия чиновников. Но принцип формирования избиркомов, как следует из внесенной президентом инициативы — священная корова, покушаться на которую не дозволено. Зато право отзыва у партий появится.
Выглядеть это будет примерно так. Руководство партии или её региональной организации направляет представление о замене г-на Х, члена избиркома с решающим голосом, на г-на Y. Представление должно быть обязательно «мотивированное». Орган назначивший члена комиссии (если речь идёт об участковой комиссии — это комиссия территориальная, о комиссии территориальной — комиссия субъекта, о комиссии субъекта — региональный парламент и губернатор), обязан будет в течение месяца «принять решение о досрочном прекращении полномочий» члена комиссии и назначении нового. Если с принятием решений «орган» тянет, партия может обратиться в суд. Во время избирательных кампаний срок рассмотрения представлений сокращается до 15 дней. Но в самый «интересный» период — 15 дней до дня голосования и вплоть до подведения итогов выборов — трогать членов избиркомов партиям не позволено.
Первый зам руководителя фракции «Единая Россия» Вячеслав Тимченко полагает, что такое ограничение права на отзыв необходимо, потому что «партии получают в свои руки рычаг воздействия на „своих“ членов комиссий», и нужно, чтобы они им «не злоупотребляли». Но координатор Курской организации ЛДПР, депутат Госдумы Сергей Иванов в разговоре с корреспондентом «МК» обратил внимание на то, что из текста законопроекта непонятно, какое представление следует считать «мотивированным», а какое — нет. По словам депутата, который возглавлял рабочую группу, направленную Госдумой для изучения обстоятельств политической голодовки в Астрахани (вот уже почти 3 недели её проводит экс-кандидат в мэры, справоросс Олег Шеин со сторонниками), проблема с лояльностью «партийных» членов избиркомов созрела и перезрела. К примеру, в той же Астрахани член комиссии с правом решающего голоса от «СР» подписал протокол об итогах выборов мэра, а его партия эти итоги не признает. А иногда, говорит г-н Иванов, «человек просто не работает, заявление о выходе из состава комиссии добровольно писать не хочет, и ничего с ним не сделаешь».
Первый зампред думского Комитета по экономической политике, замглавы фракции «СР» и лидер её Ростовского регионального отделения Михаил Емельянов тоже полагает, что право партий на отзыв своего представителя в избиркоме должно быть «безусловным»: «Местные власти имеют большие возможности оказывать давление на представителей партий, а иногда и просто подкупают их. У меня в городе Батайске после выборов 4 декабря исключили из „СР“ одного такого нелояльного представителя, но до сих пор не можем убрать его из избиркома, потому что закон не позволяет».
Остается подождать, пока Госдума одобрит президентскую инициативу, и посмотреть, как он будет работать на практике.