Помирились ли Минобороны и Минпромторг?

Версия «МК»: что стоит за контрактом на строительство пяти атомных подлодок типа «Борей»

25 мая 2012 в 20:25, просмотров: 2077

Контракт на строительство пяти атомных подводных лодок типа «Борей» между Минобороны и ОСК должен быть сегодня. Такое громкое заявление сделал новый министр промышленности Денис Мантуров журналистам перед совещанием у президента, где вместе с ним присутствовал так же президент Объединенной судостроительной компании (ОСК) Роман Троценко и министр обороны Сердюков — основные участники вялотекущего ценового конфликта, в результате которого до сих не подписаны главные контракты гособоронзаказа на строительство ядерных ракетоносцев — носителей «Булавы». И вот, наконец, Денис Мантуров заявил: все проблемы, связанные с ценой, между Минпромторгом и Минобороны согласованы. «МК» попытался выяснить: можно ли, наконец, считать конфликт исчерпанным?

Помирились ли Минобороны и Минпромторг?
фото: НТВ

Сначала о том, что известно из официальных заявлений. Итак, по словам Мантурова, «на сегодняшнем совещании по вопросу контрактирования атомных подводных лодок было принято взвешенное решение, которое позволит подписать контракт с Минобороны». Это, говорит министр, дает возможность до 2020 года загрузить 20 тыс. человек «Севмашпредприятия». «Был найден компромисс. Будет подписан контракт. Сегодня», — добавил он.

Справка МК Справка "МК"

Серийные корабли 955 проекта («Борей») получат на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету «Булава». Головной стратегический ракетоносец проекта 955 «Борей» — «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в марте 2007 года. На стапелях Севмашпредприятия в Северодвинске построен серийный корабль 955 проекта («Борей»), однотипный с «Юрием Долгоруким» — «Александр Невский». Строится еще одна лодка этого проекта «Владимир Мономах». Планируется также строительство стратегического крейсера «Святитель Николай». Всего, согласно государственной программе вооружения, до 2017 года планируется построить 8 кораблей этого проекта.

Теперь о том, что говорится неофициально. За контракт на серию из пяти «Бореев» ОСК рассчитывала получить около 130 млрд. руб., то есть порядка 26 млрд. руб. за единицу. Эта сумма, по утверждению судостроителей, минимальна и едва позволит выйти хоть на какую-то рентабельность. Военные, напротив, считают, что ОСК закладывает в стоимость конечного изделия не связанные с производством издержки — содержание больниц, детсадов, жилья — короче, всю «социалку». (Интересно, а куда еще их закладывать оборонному предприятию? — Авт.)

Стороны уже год не могут прийти к соглашению. И вот, как утверждают источники «МК», на эту пятницу была запланирована поездка президента Путина в Северодвинск, где ему предстояло сделать два главных дела: отправить на ходовые испытания бывший российский авианосец «Адмирал Горшков» (ныне индийский авианосец «Викрамадитья», который проходит там модернизацию после продажи индийским ВМС), а так же разрешить, наконец, конфликт по «Бореям» между ОСК и Минобороны.

Но, судя по тому, что Путин туда так и не полетел, «Адмирал Горшков», видимо оказался не готов выйти в море на испытания. Поездку отменили и совещание по «Бореям» было решено провести в Москве.

По словам источника «МК», в результате состоявшейся «жесткой беседы» можно сказать, что проблема сдвинулась с мертвой точки, однако говорить об окончательном ее решении пока рано. Действительно, де-факто контракт согласован, но де-юре он так пока и не оформлен. Сделать это в лучшем случае можно будет лишь на следующей неделе, так как предстоит переделать документы, которые занимают десятки, если не сотни страниц.

Но парадокс в том, что и после окончательного подписания контракта, конфликт нельзя считать окончательно улаженным. По неофициальной информации, решение, принятое на совещании в пятницу было таким: контракт подписать, заложить в него цену, которая обозначена в программе вооружений до 2020-го года, но если денег ОСК не хватит — а то, что их не хватит ясно уже сейчас — в 2015 году нынешние договоренности пересмотреть. Естественно в сторону увеличения стоимости контракта. Правда, Минобороны требует, чтобы в этом случае ОСК представила четкие объяснения новой повышенной цены.

И она, конечно, их представит, что вполне оправдано. Всем понятно, что эти пять новых подлодок уже модернизированы и будут оснащены самым современным оборудованием, а потому они стоят гораздо дороже, чем первые три, которые уже строятся. К тому же в целом ситуация в экономике только ухудшается: доллар растет, накладные расходы тоже. Естественно ОСК должна будет иметь некий «страховочный зонтик», чтобы не работать себе в убыток.

Короче говоря, за нынешними громкими заявлениями, похоже, стоит желание поставить «галочку» и отчитаться сегодня, а реальное решение проблемы отложить до лучших времен.



Партнеры